Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Быньги СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАОУ СОШ с. Быньги Протокол от 28.08. 2020г.№1 директор МАОУ СОШ с. Быньги __________________/ С.А. Иванцова Приказ № 57-Д от 28.08.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в МАОУ СОШ с. Быньги (далее – Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 1.3. Электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Школа вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Регламент организации дистанционного обучения – в приложении 1. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от их местонахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции, вебинары; skype – общение, e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция; консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; научно-исследовательская работа. 1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: тестирование онлайн; консультации онлайн; предоставление методических материалов; сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту их временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; создание единой образовательной среды Школы; повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной работы обучающихся; повышение эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту временного пребывания; принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебновспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления 3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и ООО, ФКГОС. 3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т. п.). 3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 4. Организация дистанционного и электронного обучения 4.1. Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайнплатформе, используемой Школой в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайнплатформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 4.3. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация. 4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе осуществляется по двум моделям: модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. 4.6. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); обучающиеся по очно-заочной форме обучения. 4.8. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом либо индивидуальным учебным планом обучающегося. 4.9. В Рабочем листе определяется объем задания для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации. 4.10. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим положением. 4.11. Школа ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 5. Заключительное положение 5.1. Данное положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования. Приложение 1 к положению, утвержденному приказом № _____от_________ Регламент организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия карантина (ограничительных мер) в МАОУ СОШ с. Быньги 1. Общие положения 1.1. Настоящий Регламент устанавливает единые подходы и правила реализации в МАОУ СОШ с. Быньги (далее – Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в период действия карантина/ограничительного режима. 1.2. Настоящий Регламент разработан в соответствии с: приказом Минпросвещения от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»; приказом Минпросвещения от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.3. Администрация Школы доводит данный Регламент до членов коллектива Школы, разъясняет отдельные пункты, издает приказы о работе Школы во время карантина/ограничительных мер. 2. Организация образовательного процесса во время карантина/ограничительных мер 2.1. Директор Школы на основании указаний вышестоящих органов управления образованием издает приказ о переходе на дистанционное обучение всей Школы или отдельных классов и организации особого санитарно-эпидемиологического режима в Школе (классе). 2.2. Во время карантина/ограничительных мер деятельность Школы осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий, деятельность иных работников – режимом рабочего времени, графиком сменности. 2.3. Директор школы несет ответственность: 2.3.1. за распределение функциональных обязанностей заместителей директора на период действия карантина/ограничительных мер; 2.3.2. за осуществление общего контроля ознакомления всех участников образовательного процесса с документами, регламентирующими организацию работы Школы во время карантина/ограничительных мер, и соблюдение ими установленных требований; 2.3.3. за реализацию комплекса мероприятий, направленных на выполнение общеобразовательных программ в полном объеме; 2.3.4. принятие управленческих решений, обеспечивающих эффективность работы учреждения в период карантина/ограничительных мер. 2.4. Заместители директора по учебно-воспитательной работе: 2.4.1. организуют разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися, находящимися на дистанционном обучении; 2.4.2. готовят проект перечня дисциплин и междисциплинарных курсов, которые могут быть освоены в дистанционном режиме самостоятельно (впоследствии утверждается приказом по Школе); 2.4.3. определяют совместно с педагогами систему организации учебной деятельности с обучающимися во время карантина/ограничительных мер: перечень образовательных платформ, сервисов и ресурсов, виды, количество работ, сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ, формы контроля, обратной связи с обучающимися и т. п.; 2.4.4. составляют расписание онлайн-занятий и консультаций; 2.4.5. размещают оперативную информацию на официальном сайте школы; 2.4.6. обеспечивают информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников Школы) об организации работы во время карантина/ограничительных мер, в том числе – через сайт Школы; 2.4.7. организуют беседы, лектории для родителей (законных представителей) обучающихся о соблюдении карантинного режима с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья детей, консультируют по вопросам организации дистанционного обучения; 2.4.8. разрабатывают рекомендации и проводят инструктажи по организации учебно-воспитательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, организуют научнометодическое, организационно-педагогическое сопровождение педагогов, работающих в условиях дистанционного обучения; 2.4.9. обеспечивают текущий контроль и учет: 2.4.9.1. рабочего времени педагогов; 2.4.9.2. своевременного внесения изменений в рабочие программы по предметам; 2.4.9.3. использования образовательных технологий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 2.4.9.4. обратной связи педагогических работников с обучающимися и их родителями (законными представителями) посредством электронной почты, мессенджеров и социальных сетей, через официальные ресурсы, собеседования в режиме систем онлайн-общения; 2.4.9.5. своевременного заполнения электронного журнала и выставления оценок; 2.4.10. оперативно отражают информацию о ходе реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на официальном сайте Школы. 2.5. Классные руководители: 2.5.1. проводят разъяснительную работу с родителями (законными представителями), доводят информацию о карантинном режиме в классе и его сроках через электронную почту, любые другие доступные виды электронной связи или личное сообщение по стационарному (мобильному) телефону; 2.5.2. проводят мониторинг технических возможностей каждого учащегося вверенного класса к дистанционному обучению; 2.5.3. доводят информацию до обучающихся и их родителей (законных представителей), где и как можно получить задания, как осуществлять обратную связь с учителями-предметниками на период карантинного режима с целью выполнения программного материала, в том числе в дистанционном режиме; 2.5.4. осуществляют ежедневный контроль вовлеченности учащихся в процесс дистанционного обучения и самоподготовки, а также выявление и учет детей, пропускающих занятия по причине болезни; 2.5.5. осуществляют оперативное взаимодействие с родительской общественностью по вопросам учебной занятости и организации досуга обучающихся вверенного класса; 2.5.6. информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в период обучения с применением дистанционных форм и самостоятельной работы обучающихся. 2.6. Педагоги-предметники: 2.6.1. осуществляют перспективное планирование учебной деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения на период не менее одной недели; 2.6.2. осуществляют отбор альтернативных электронных образовательных элементов: тестов, глоссариев, чатов, лекций, семинаров, баз данных, электронных редакторов, схем и других ресурсов; 2.6.3. вносят изменения в рабочие программы в связи с переходом на дистанционное обучение на период введения карантина/ограничительных мер; 2.6.4. своевременно (поурочно) отражают в системе «электронный журнал»/«электронный дневник» прохождение в соответствии с рабочей программой учебного материала, выставляя полученные учащимися отметки, а также обновляя ссылки и задания на предстоящий урок; 2.6.5. организуют освоение программ внеурочной деятельности и дополнительного образования на основе проектной деятельности, как вовлекая детей в индивидуальные проекты, так и создавая временные «виртуальные» группы и сетевые сообщества; 2.6.6. еженедельно предоставляют информацию о ходе реализации образовательных программ в классах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с указанием охвата обучающихся и реализованных форм обратной связи (приложение 1), а также информацию о фактически отработанном времени – ежедневно (приложение 2). 3. Организация педагогической деятельности 3.1. Продолжительность рабочего времени педагогов во время дистанционного обучения определяется исходя из недельной учебной нагрузки в учебный период в соответствии с расписанием уроков. 3.2. Приказом по школе утверждается график/расписание онлайнзанятий/консультаций, проводимых педагогами-предметниками по классам. 3.3. Еженедельное количество и продолжительность онлайнзанятий/консультаций по классам регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету учебным планом Школы, а именно: 1–2 часа в неделю – одна трансляция; 3–4 часа в неделю – две трансляции; 5 и более часов – три трансляции. 3.4. Отдельно утверждается перечень дисциплин и междисциплинарных курсов, которые могут быть освоены в свободном режиме самостоятельно. Количество онлайн-занятий/консультаций по этим предметам составляет не менее одного раза в две недели. 3.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет учет рабочего времени педагогов и контроль организации ими дистанционного обучения на основе сведений, предоставляемых педагогами (приложения 1, 2). 3.6. Педагоги своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования рабочей учебной программы с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме при переходе на дистанционное обучение, ежедневно в соответствии с утвержденным расписанием уроков вносят домашние задания в электронный журнал, вносят отметки учащихся в электронный журнал, осуществляют обратную связь с учащимися в электронном виде, используя цифровые образовательные платформы, электронный журнал, электронную почту и т. п. 3.7. С целью выполнения образовательных программ в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы самостоятельной работы, дистанционные формы обучения. 3.8. Информация о применяемых формах работы, видах и содержании самостоятельной работы доводится педагогами, классными руководителями до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.9. Самостоятельная работа обучающихся во время дистанционного обучения может оцениваться педагогом в соответствии с разработанным в школе положением об оценивании через обратную связь в электронном виде, а также по предъявлении результатов проделанной работы (проекта, исследования и т. п.) по окончании карантина/ограничительных мер. 3.10. Самостоятельная деятельность обучающихся в период дистанционного обучения может быть оценена педагогами только в случае достижения положительных результатов. 3.11. По темам и заданиям, вызвавшим затруднения у обучающихся при самостоятельном изучении, учителем проводятся опосредованные (дистанционные) индивидуальные консультации, а также после выхода с карантина пробелы устраняются через индивидуальную работу с обучающимися при непосредственном учебном взаимодействии. 4. Деятельность обучающихся в период дистанционного обучения 4.1. B период действия карантина/ограничительного режима обучающиеся не посещают Школу. 4.2. Получение заданий и другой важной информации осуществляется через электронный журнал, сайт Школы, другие виды электронной связи по договоренности с учителем и классным руководителем. 4.3. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, изучают указанные учителями темы с целью прохождения программного материала, в том числе с применение дистанционных технологий, используя цифровые образовательные платформы, указанные учителем. 4.4. Обучающиеся предоставляют самостоятельно выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов в электронном виде в сроки, установленные педагогом. 4.5. В случае если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребенка дистанционное обучение с использованием компьютера (интернета), определяются индивидуальные задания для ребенка с использованием учебников и других методических пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания карантинного режима. 4.6. Родители обучающихся (законные представители) имеют право получать всю необходимую информацию о карантинном/ограничительном режиме в классе (Школе), о полученных заданиях и итогах учебной деятельности своих детей во время дистанционного обучения, в том числе через электронный дневник обучающегося. 4.7. Родители (законные представители) обучающихся обязаны осуществлять контроль соблюдения их ребенком комплекса противоэпидемиологических требований в период действия карантинного/ограничительного режима, а также выполнения их детьми домашних заданий, учебно-методических рекомендаций педагоговпредметников. 5. Ведение документации 5.1. Педагогами проводится корректировка календарно-тематического планирования (при необходимости) и делается отметка в соответствии с требованиями оформления календарно-тематического планирования, установленными общеобразовательным учреждением. 5.2. В случае невозможности освоения учебных тем обучающимися самостоятельно, учитель-предметник может организовать прохождение материала после отмены ограничительных мероприятий на основе блочного подхода к преподаванию учебного материала, о чем делается специальная отметка в календарно-тематическом планировании. 5.3. Согласно расписанию уроков в электронном журнале заполняются темы занятия в соответствии с календарнотематическим планированием (или внесенными в него изменениями), домашние задания и другие задания для учащихся с указанием сроков их выполнения и формами оценивания. 5.4. Отметки обучающимся за работы, выполненные во время карантина, выставляются в графу журнала, соответствующую теме учебного задания. 5.5. Отметка об отсутствии обучающегося на уроке не ставится, кроме случаев болезни обучающегося (по сообщению от родителей): по окончании карантина обучающийся и его родители (законные представители) должны подтвердить сроки болезни ребенка справкой от лечащего врача. Приложение 2 к положению, утвержденному приказом № _____от_________ Лист контроля реализации программного материала Ф. И.О. педагога: ___________ Предмет: ___________ Класс: ___________ Дата: ___________ Раздел/Тема (в соответствии с календарнотематическим планом) (должность) Содержание выполненной работы, ее продолжительность Охват Используемые учащихся ресурсы Онлайн- Индивидуальные Проверка занятия консультации (в работ том числе – работа с родителями) (подпись) (расшифровка) (дата) Приложение 3 к положению, утвержденному приказом № _____от_________ Лист учета рабочего времени педагога в период карантина/ограничительных мер Дата: _________ Ф. И. О. педагога: ________________________________________________ № п/п Содержание выполненной работы Фактически Примечания отработанное время Заместитель директора по УВР, принявший и подтвердивший информацию (должность) (подпись) (расшифровка) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)