Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» ............................................................................................................................ 4 РАЗДЕЛ 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ» .................................................................. 6 РАЗДЕЛ 3. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» .............................. 11 3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество»....................................................... 12 3.2. Модуль «Школьный урок» .............................................................................................. 15 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» ............... 17 3.4. Модуль «Работа с родителями»....................................................................................... 20 3.5. Модуль «Самоуправление» ............................................................................................. 22 3.6. Модуль «Профориентация» .............................................................................................. 23 3.7. Модуль «Детские общественные объединения»............................................................. 24 3.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ..................................................................... 26 3.9. Модуль «Профилактика» ................................................................................................. 27 3.10. Модуль «Школьные медиа» .......................................................................................... 31 РАЗДЕЛ 4. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» ............................................................................................................................... 32 РАЗДЕЛ 5. ПРИЛОЖЕНИЯ… .............................................................................................. 36 5.1. Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ с. Быньги на 2023-2024 учебный год ............................................................................................................................. 36 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщениеобучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС НОО, ООО, СОО: - формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; - мотивацию к познанию и обучению; - ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела 1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» 2. Раздел «Цель и задачи воспитания» 3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» 4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной деятельности». К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы на учебный год. Раздел I. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Быньги расположена в селе Быньги. Особенностью учебновоспитательного процесса в школе является то, что учащиеся школы проживают на территории села и близлежащих сёл, города Невьянска. Подвоз на занятия осуществляется двумя школьными автобусами. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в школе, но и в поселении в целом. В зависимости от данных факторов построен учебный и воспитательный процесс, осуществляется внеурочная деятельность, работают кружки и секции дополнительного образования. Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, в том числе через занятия в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», преемственности детский сад-школа, экскурсионной и творческой деятельности. Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют советы самоуправления: Управляющий Совет школы, Совет отцов и Совет старшеклассников. Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют объединения дополнительного образования. Учащиеся, занимающиеся в объединениях дополнительного образования, как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов деятельность стимулирует к поиску творческих путей в организации учебнопознавательной деятельности. В школе открыты и успешно функционирует объединения по интересам: волейбол, баскетбол, шахматы, легкая атлетика, самбо. Они оказывают целенаправленное воздействие на личность ученика, удовлетворяя ее потребности в различных видах деятельности. В культурно – досуговом социуме школа взаимодействует с учреждениями дополнительного образования села Быньги и города Невьянска. Традиции коллектива - это обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому. В школе накоплен богатый опыт работы по коллективно-творческим делам. В течение года каждый учащийся школы принимает участие в таких программах, как день здоровья, день Учителя, день Матери, новогодние мероприятия, в патриотических мероприятиях, 8 Марта, 9 Мая, день защиты детей. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности. Школьный календарь включает в себя не только традиционные мероприятия, а также народные, профессиональные, государственные даты. Также учащиеся и педагоги школы активно участвуют в реализации муниципальных программ. Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни. Оно представлено Советом старшеклассников, который координирует работу ученических министерств: образования, Школьное СМИ, спорта, культуры, порядка. На протяжении многих лет органами ученического самоуправления проводятся конкурсы с целью выявления лучших и самых активных учеников и классных коллективов. В школе создан Медиацентр, который освещает школьные новости. Эффективность воспитательной системы зависит от классных руководителей. В работе классных руководителей большое внимание уделяется правилам поведения и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, внешнему виду учащихся, профилактике безнадзорности и правонарушений, правилам дорожного движения и безопасности пешеходов. Спортивно-оздоровительная и военно-патриотическая работа, эстетическое развитие детей, посещение выставок, театров, музеев, библиотек - всё это труд учителей, их инициатива, их стремление реализовать намеченные задачи. В школе уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья каждого ученика. В школе создан спортивный клуб «Движение». Для оздоровления детей используются также оздоровительные прогулки и экскурсии, игры на свежем воздухе. Работает спортивный зал, стадион с футбольным полем, волейбольная площадка, универсальная игровая площадка, функционируют спортивные секции, составлен календарь традиционных спортивно- оздоровительных мероприятий. Безусловно, личность ребенка раскрывается с общения с самыми близкими людьми. Семья всегда играла ведущую роль в формировании важнейших качеств личности, которые в дальнейшем обеспечивают ребенку успешное включение в общественную жизнь, учебный процесс, складывание нормальных отношений с педагогами и сверстниками в школе. Поэтому работа с семьей является одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса нашей школы. Большое внимание уделяется организации планомерной совместной деятельности с родительской общественностью, взаимосвязи со школьным педагогом психологом, учителем -логопедом, библиотекарем. Таким образом, в школе сложилась комфортная взаимопонимание между учителями, учащимися и родителями. эмоциональная атмосфера, Раздел II. Цель и задачи воспитания. Программа воспитания обучающихся МАОУ СОШ с. Быньги разработана с учетом: Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Конституции РФ; Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Федерации»; Российской Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Международной Конвенции ООН «О правах ребенка»; Всеобщей декларации прав человека; Федерального государственного образовательного стандарта НОО, СОО, ООО; Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования; Календаря образовательных событий на текущий учебный год. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МАОУ СОШ с. Быньги - личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успехов достижение цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час», как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано сособенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь, в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 11) активно внедрять и реализовывать в школе практики Дней единых действий и проекты РДШ, учитывая их высокий воспитательный потенциал; 12) организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь школьного сообщества, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. Способы достижения цели: -четкое планирование воспитательной работы в классах; -прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности учителей иучеников; - методическая работа классных руководителей; -работа в социуме с родителями, общественными организациями, организациями образования, культуры и спорта; -организация внутришкольного контроля, диагностика и анализ деятельности классных руководителей. Планируемый результат – формирование основного потенциала личности учащегося как опоры в достижении цели (моделирование образа выпускника школы): Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, правовая культура, адекватная умение отстаивать свои самооценка, взгляды и честность, принципиальность, убеждения, профессиональное самоопределение, воспитанность; Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, норм социального поведения и межличностного общения, достаточный уровень базовых знаний, способность к самообразованию, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, самообразования; Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, культура общения, признание ценности гармоничных отношений между людьми, толерантность, умения саморегуляции. Художественно-эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и искусства, высокая креативность, способность к самореализации, осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать. Физический потенциал: самоорганизация самоопределение на уровне здорового в способах достижения образа жизни, умение здоровья, оказывать первую медицинскую помощь, способность действовать в чрезвычайных ситуациях. Раздел III. Виды, формы и содержание деятельности. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Инвариантные модули (обязательные для реализации модули): «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вариативные модули (дополнительные модули для реализации): «Детские общественные объединения», «Ключевые общешкольные дела», «Профилактика», «Школьные медиа». Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и совместной жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление общешкольного коллектива, органов детского самоуправления ученического актива, укрепления и пропаганды общешкольных традиций и реализуется в традиционных формах работы и мероприятиях: «День Знаний», «День здоровья», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание с Букварем», «Праздник 8 Марта», «Смотр строя и песни», «Конкурс чтецов», «День Победы», экологические акции и субботники, спортивные мероприятия, праздник Последнего звонка, проведение Уроков мужества, Уроков здоровья, тематических единых классных часов, Дней профориентации, выпускной вечер, работа обучающихся в «Совете старшеклассников», работа школьных отрядов «ДЮП», «ЮИД», РДШ, ЮНАРМИЯ, школьное медиа (газета «На школьной волне»), профилактические мероприятия органов правопорядка, библиотечные уроки, участие в проектах и Днях единых действий РДШ, участие в профилактических акциях. Обучающиеся участвуют в трудовых делах школы и класса, в совместных общественно значимых делах школы, что способствует развитию общественной активности, формированию нравственного идеала, гражданского отношения к Отечеству, воспитанию нравственного потенциала, сознательного отношения к труду. 3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество» Профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе и работу с классом осуществляет классный руководитель. Классный руководитель организует работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками; педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, логопедом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, с родителями учащихся или их законными представителями. Классный руководитель организует: 1.работу по формированию и развитию классного коллектива 2.индивидуальную работу с обучающимися класса 3.работу с учителями, преподающими в данном классе 4.работу со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам, контроль за успеваемостью учащихся класса 5.работу с обучающимися, состоящими на различных видах учета, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль за занятостью учащегося во внеурочное время 6.работу с родителями учащихся или их законными представителями; 7.интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности); 8.профилактическую работу, направленную на формирование осознанного отношения к собственной жизни, безопасного поведения, а также понимания норм поведения в кризисных ситуациях 9.ведет документацию классного руководителя, принятую МАОУ СОШ с. Быньги В реализации видов и форм деятельности, классный руководитель ориентируется на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников, позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой стороны, - установить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Работа с классным коллективом: организация классного самоуправления; выработка совместно со школьниками законов класса, норм и правил общения в классном и школьном коллективах; проведение классных часов плодотворного и доверительного общения, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в классе и школе; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; инициирование и поддержка участия класса в общешкольных, ключевых делах, оказание необходимой помощи ученикам в их подготовке, проведении; совместный анализ мероприятий; проведение инструктажей по ТБ (на железнодорожных, водных объектах, теракт, кризисные ситуации), правилам поведения в школе, соблюдению ПДД, ППБ; проведение родительских собраний; проведение творческих мероприятий в классе (празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса, праздник мам, День семейных традиций, театрализованный тематический праздник в классе); проведение профориентационных мероприятий; выход в театры, музеи, библиотеки, кино; однодневные походы и экскурсии, организуемые родителями учащихся. Индивидуальная работа с учащимися: Формы и виды деятельности: заполнение с учащимися «Портфолио», как «источника успеха» обучающихся класса, фиксация учебных, творческих, спортивных, личностных достижений обучающегося; работа классного руководителя с обучающимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта, изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, при необходимости со школьным педагогом – психологом; делегирование ответственности за то или иное поручение в классе; вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность класса и школы; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения ихдетей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. На индивидуальном уровне: - решение острых конфликтных ситуаций; - обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного учащегося; - консультации и мероприятия специалистов по запросу родителей. 3.2. Модуль «Школьный урок» Реализация воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся, и предполагает следующее: повышение функциональной читательской компетенции обучающихся; установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности, использование занимательных элементов, историй из жизни современников; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над ихнеуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит получать образование постоянно; развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы. Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока: - предметные образовательные события на уровне школы, района, области, Российской Федерации; - конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель; - видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме; - интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры, дидактический театр. 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Цели внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной насоциально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Основные задачи внеурочной деятельности: организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом; выявление интересов, склонностей, возможностей обучающихся, включение их в разностороннюю внеурочную деятельность; создание условий для реализации универсальных учебных действий; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие позитивного к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни; организация информационной поддержки обучающихся; усиление психолого-педагогического влияния на жизнь обучающихся в свободное отучебы время. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация дополнительного деятельности. воспитательного образования потенциала происходит в курсов внеурочной деятельности рамках выбранных школьниками и видов Направления внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальное (научно-познавательное): базируется на развитии творческого мышления, воспитании культуры умственного труда, развитие интеллектуальных способностей ребенка, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате занятий у детей развивается устойчивый интерес учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формируется углубленное представление об объекте исследования как области, в рамках которой ведется исследование отношений и свойств для получения новой информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование развития потребности в познании; Спортивно-оздоровительное: заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; используется оптимальный двигательный режим для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом; Общекультурное (художественно-эстетическое): способствует воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран, развивает эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческие способности, формирует коммуникативную и общекультурную компетенции, формирует активную жизненную позицию; Духовно-нравственное, патриотическое: обеспечивает развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, формирование общечеловеческих ценностей в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, концерты, защита проектов; Социальное, общественно-полезная деятельность: в основу положена проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями, воспитания ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирования социально-трудовой компетенции, воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки выполнения программ социального направления является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу; Внеурочка план Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время развивается система дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительногообразования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Направления дополнительного образования: Физкультурно-спортивное направление: секции «Волейбол», «Легкая атлетика». Техническое: Естественно-научное направление: кружок «Шахматы». Художественное направление: «Пластилинография». Социально-педагогическое направление: проектная деятельность «Школьный музей», кружки «Силовая подготовка», «Баскетбол», «Конструирование», «3D-моделирование». «ЮНАРМИЯ», «Сами сделаем мультфильм», «Виртуальная реальность». Туристко-краеведческое направление реализуется через секцию «Легкая атлетика». В рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования: Творческие объединения технической направленности: "". Творческие объединения драматический кружок. художественной направленности: "Пластилин", Творческие объединения туристско-краеведческой направленности: «Моя малая Родина», «Юный турист». Творческие объединения социально-гуманитарной направленности: ЮИД. Творческие объединения художественной направленности: вокальные студия ДК с. Быньги, хореографическая студия ДК с. Быньги. Спортивные секции «Самбо» 3.4. Модуль «Работа с родителями» Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогами для создания благоприятной среды для сплочения учащихся и воспитанников в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности. Предложить мероприятия с родителями!!! Задачи: 1. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения; 2. Включение родителей в разнообразные сферы деятельности образовательного учреждения; 3. Повышение психолого – педагогической культуры. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет, Совет отцов и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Мероприятия в рамках модуля: 1) Организация и проведение общешкольных родительских собраний. 2) Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе. 3) Организация и проведение классных родительских собраний. 4) Организация родительского собрания, выборы родительского актива. 5) Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. 6) Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям воспитательной работы. 7) Привлечение родителей к участию в школьных праздниках. 8) Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей. 9) Родительские лектории, семинары, диспуты. 10) День открытых дверей. 11) Привлечение родителей выпускников к проведению праздника "Последний звонок", выпускных вечеров. 12) Привлечение родителей 1 - 4 классов к участию в празднике "Прощай, начальная школа". 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Задачи воспитания: содействовать развитию инициативы, творчества, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков; формирование активной жизненной позиции; укрепление школьных традиций. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения учащихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов); через деятельность творческих активов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (комитет образования, комитет правопорядка, комитет спорта, комитет труда, редколлегия); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями; 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные деловые игры, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; - посещение профориентационных выставок, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; - совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; - участие в работе всероссийских профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена», «Финансовая грамотность», созданных в сети интернет; - индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; - освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.7. Модуль «Детские общественные объединения» На базе МАОУ СОШ с. Быньги действуют общественные объединения: школьное отделение РДШ, волонтерский отряд, отряд ЮНАРМИЯ, «Юные Инспектора Дорожного Движения», «Дружина юных пожарных 01». Действующее на базе МАОУ СОШ с. Быньги детские общественные объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданноепо инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). На школьном уровне: Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы, подотчетность; ротация состава выборных органов), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом – акции добра и заботы, благотворительность, возложение цветов к мемориальным объектам памяти в поселении и городе; участие и проведение профилактических акций – «Внимание, дети!», «Спасибо, водитель!», «Огонь – друг, огонь - враг», «Послушный водитель», «Внимательный пешеход» и др.; работа по облагораживанию пришкольной территории, уход за деревьями, кустарниками, благоустройство клумб; шефские мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, создание видеороликов; неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и празднования знаменательных для членов объединения событий; работа в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей, набор значимых дел; поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности ктому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); На внешкольном уровне: участие членов детских общественных объединений в реализации практик общественно-государственной детско-юношеской организации РДШ; участие членов детских общественных объединений в проектах, акциях, конкурсах, агитбригадах по линии района, республики; участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. На индивидуальном уровне: вовлечение, по возможности, каждого ребенка в мероприятия детских общественных объединений. 3.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Для этого в МАОУ СОШ с. Быньги используются следующие формы работы, ориентированные на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников: На внешкольном уровне: патриотические акции (возложение цветов к мемориальным объектам села и города); Торжественные церемонии у мемориальных объектов в Дни воинской славы России; мероприятия, проводимые для жителей поселения и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих; участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям; социальные акции трудовой и экологической направленности. На школьном уровне: общешкольные праздники, социальные акции, ориентированные на преобразование окружающего в школу социума (общешкольный праздник «День Знаний», «День здоровья», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание с Букварем», «Праздник 8 Марта», «Смотр строя и песни», «Кросс, посвященный Великой Победе», трудовая экологические акция благоустройства «Наш школьный двор», общешкольные спортивные мероприятия, праздник Последнего звонка, акция «Аллея выпускников», общешкольная итоговая линейка с награждением учащихся по итогам учебного года). На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Ключевые общешкольные дела» реализуется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; здоровьесберегающее; экологическое и трудовое. 3.9. Модуль «Профилактика» Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и реализуется по следующим направлениям: 1. Профилактика безнадзорности и правонарушений Задачи воспитания: - создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности; - организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников; - повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей учащихся; - сотрудничество с организациями и службами Невьянского района по работе ссемьей ( Т К Д Н и З П ) с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся; - воспитание ответственности за порученное дело; - формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Реализация путем: • составления и корректировки социального паспорта класса и школы; • выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска»; • создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска; • выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин; • посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий; • разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда «Безопасность» • родительских лекториев; • мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»; • мероприятий в рамках Межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции "Внимание! Дети!"; • взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних; • вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность; • организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, полиции. 2. Профилактика суицидального поведения Задачи воспитания: оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками; содействовать профилактике неврозов; способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом. Реализация путем: работы школьного педагога – психолога; лекториев для педагогического коллектива; индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными руководителями; общешкольных родительских собраний; лекториев для родителей; консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации; мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в кризисной ситуации, посредством заполнения и последующего анализа «карты факторов суицидального риска»; изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей; комплексной психологической диагностики учащихся проблемами обучения, развития, воспитания. тематических классных часов. консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации; информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции. 3. Профилактика экстремизма и терроризма. Задачи воспитания: воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения; формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие. Реализация путем: организации плановой эвакуации обучающихся; организации учебы работников по безопасности; уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане. организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни; организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма; организации уроков доброты, нравственности; встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности за участие в противоправных действиях; планирования работы с учетом Антикризисного плана МАОУ СОШ с. Быньги. 4. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения. Задачи воспитания: продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями; способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий; систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий; продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий; продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны. Реализация путем: установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством; установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и проведение с ними профилактической работы; совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления мест (скоплений учащихся), отрицательно воздействующих на детей; корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы риска»; проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции); контроля над внеурочной занятостью учащихся; организации профилактических рейдов «Подросток»; размещения информационно-методических материалов на сайте школы; контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное реагирование; организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических классных часов, акций, квестов, конкурсов для учащихся; систематического выявления учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы КО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних»другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним; организации семинаров с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма; организации консультаций для родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий. организации родительские собраний, лекториев, анкетирования. 3.10. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (СМИ) (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся с учетом возрастных особенностей школьников. Назначение школьных СМИ – освещение (через школьную газету, школьное радио, школьный сайт, социальные сети) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности классных коллективов и отдельных учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: освещение через школьную газету, школьное радио, школьный сайт, социальные сети, официальную группу школы в Instagram наиболее интересных моментов жизни школы, популя ризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического са моуправления; освещение через школьную газету материалов о вузах, колледжах и востребованных рабо чих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; создание школьного медиацентра из заинтересованных добровольцев, групп информаци онно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющих видеосъемку и мульти медийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддер живающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещ ения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и органи зации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; создание школьной киностудии в Центре гуманитарного и цифрового образования «Точка Роста», в рамках которой создаются видеоролики, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетичес кое, патриотическое просвещение школьников; участие школьников в районных, всероссийских конкурсах школьных медиа. Раздел IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. -динамика личностного развития обучающихся каждого класса; -какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; -какие проблемы решить не удалось и почему; -какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Осуществляется анализ классными руководителями. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, анкетирование. Направление самоанализа Критерии Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Состояние организуемой в ОО совместной деятельности обучающихся и взрослых Динамика личностного развития обучающихся каждого класса Наличие в ОО событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых Формы Педагогическое наблюдение Беседы с обучающимися и родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, мониторинг 2. Качество воспитательной деятельности классных руководителей. -испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности (анкетирование); -испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности (анкетирование); -стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей (наблюдение, экспертная оценка); -доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками (наблюдение, экспертная оценка); -являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми (анкетирование). 3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации. - имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности (анкетирование); -создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; -поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками. Отслеживание состояния воспитательного процесса в образовательной организации, своевременная его корректировка и прогнозирование дальнейшего развития проводится ежегодно. Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется в 1-х классах– в течение 4-ей четверти, во 2-4-х классах – в течение 3-й четверти. Процедура Класс Сроки проведения Оценка мотивации обучения школьников 1, 5 класс Конец октября - начало ноября (после адаптационного периода) Оценивание уровня развития самооценки и притязания Оценка ценностных ориентаций Оценка профессиональной идентичности 7 класс 9 класс 5 класс 6 класс 7 класс 9 класс 11 класс 6 класс 8 класс 10 класс 8 класс Сентябрь - октябрь Конец октября - начало ноября (после адаптационного периода) Сентябрь - октябрь Ноябрь - декабрь Апрель - май 10 класс 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации. -в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; -какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; -какие нуждаются в обновлении. Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.