РП ЦТР Азбука безопасности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
_____________С.А.Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно спортивной и социально-гуманитарной направленности

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
для детей среднего школьного возраста
(Один год обучения)

Составитель: Рожин
Константин Вячеславович,
педагог
дополнительного
образования
МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества, как
патриотизм, любовь к родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите её
завоеваний -это является одним из основополагающих принципов государственной политики
в области образования, закреплённых в Законе РФ «Об образовании».
С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных
возможностей военно-патриотической программы заключается в развитии у воспитанников
гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической
культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и
обороне Отечества.
Военно-патриотическая программа помогает учащимся выработать у себя быстроту,
ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и
дисциплинированность. Она помогает воспитанникам овладеть навыками, необходимыми
для службы в армии, прививает азы воинской дисциплины. Всё перечисленное выше
происходит одновременно-политическим, умственным, нравственным и художественноэстетическим развитием ребят.
Обществу
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его
благо.
Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию
патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека
побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И
конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И
провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.
В настоящее время в нашей стране возрождается система военно-патриотического
воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки
подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят
на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника
правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МАОУ СОШ с. Быньги создается военно-патриотический клуб
«Медведи», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и
физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые
будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Все ли ребята смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время. И
хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то
они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к:
 истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и
настоящему, истории и традициям русской армии;
 национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;
 стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства,
«малой» Родине;
 государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка,
гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь,
независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы
народа в целом.
2

В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у
учащихся любви к Отечеству, ответственности за его защиту.
Участниками военно-патриотического клуба «Медведи»» являются учащиеся среднего
дошкольного возраста. Форма объединения обучающихся – кружковая.
Важнейшее значение в патриотическом воспитании учащихся имеет законодательная база.
Программа составлена в соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О
воинской обязанности и военной службе», «Об образовании»; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.07.2000 г №551, Федеральным законом от 26.05.1995 г. №27-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях)
России»; Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 17.06.05 №251.
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2006—2010 годы» от 11.07.05 г. №422; приказа Министерства Образования РФ №575 от 23
февраля 2000г. «О подготовке к военной службе в образовательных учреждениях РФ»,
совместно с приказом Минобороны и Минобразования №203/1936 от 3 мая 2001 года «Об
утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области
обороны и их подготовке по основам военной службы».
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛЬ:
создание
условий,
способствующих
патриотическому,
физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских
качеств.
ЗАДАЧИ:


подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии;



воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;



формирование

профессионально

значимых

качеств

и

умений,

верности

конституционному и воинскому долгу;


воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;



физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;



совершенствование

ценностно-ориентированных

качеств

личности,

условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА:

3

обеспечение

К деятельности объединения обучающихся привлекаются медицинские работники,
работники правоохранительных органов, учителя школы, работники военкомата, ветераны
Великой Отечественной войны и труженики тыла.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КРУЖКА:


соревнования;



конкурсы;



смотры;



слеты;



конференции;



экскурсии;



исследовательская и поисковая работа;



круглые столы;



клубные встречи;



издательская деятельность;



походы;



игры;



турниры;



создание баз данных;



эстафеты и т.д.

Военно-патриотический клуб «Медведи»
дополнительного образования, военкоматом, СМИ.

взаимодействует

с

учреждениями

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы
можно считать:


становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту
Родины;



воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов
и молодёжи, преемственность;



создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с
большим творческим потенциалом;



привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам
гражданского

и

патриотического

воспитания,

преемственности поколений.

4

способствующих

сохранению

Учебно - тематический план работы кружка (2 часа в неделю)
№
п/п
1
1-2

3-4
5-6
7-8
2
9-10

11-12
13-16

17-18

19-20
21-26

3
27-28
29-30
31-34
4
35-38

39-40
41-44
5.
45-46

Наименование темы

Количест
во
часов
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего 8
Отечества
Организация Вооруженных Сил Московского 2
государства, военные реформы ХV- ХIХ в.в.,
создание массовой армии.
Создание
Советских
ВС
России,
их 2
предназначение
Реформа ВС России, этапы и основное 2
содержание реформы
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего 2
Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ.
Боевые традиции Вооруженных Сил России
18
Патриотизм – духовно-нравственная основа 2
личности
военнослужащего
–
защитника
Отечества.
Основные
составляющие
личности 2
военнослужащего как защитника Отечества
Экскурсии в военный комиссариат г. Невьянска
4
История военных наград.
Дни воинской славы России – дни славных
побед.
Встреча
с
ветеранами
Великой
Отечественной войны.
Основные формы увековечивания памяти
российских воинов, отличившихся в сражениях.
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Оказание
помощи
по
благоустройству
памятников.
Знакомство с современными видами оружия.
Основы строевой подготовки
Строй и управление строем. Обязанности
военнослужащего в строю.
Строевые приемы и движения без оружия.
Движения шагом или бегом. Строи отделения.
Тактическая подготовка
Способы передвижения солдата в бою
Обязанности солдата в бою. Выбор и
оборудование места для стрельбы.
Действия при вспышке ядерного взрыва.
Игра «Тропа разведчика».
Военная топография и туристические навыки
Карта. Условные обозначения

5

2

Примечание

18

4 Выездное
заседание
кружка
Круглый
стол 2

2

2

6

6

8
2

8
-

2
4
10
4

2
4
10
4

2
4
6
2

2
4
6
2

Дата
проведения

Компас. Азимут. Движение по азимуту.
Ориентирование на местности. Игра «Школа
выживания».
Военно- медицинская подготовка
Первая медицинская помощь при ушибах,
кровотечениях, переломах
Индивидуальная
аптечка.
Назначение
медикаментов.
«Искусственное дыхание». Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».
Правовые основы военной службы
Уставы ВС РФ (строевой устав, дисциплинарный
устав, устав внутренней службы)
Законы РФ о в/службе. Воинские звания и знаки
различия
Боевое знамя в/части. Воинский коллектив
Соревнования «Полоса воина».

47-50

6
51-52
53-54
55-56
57-58
7
59-60
61-62
63-64
65-68

4

4

8
2

8
2

2

2

2
2
10
2

2
2
10
2

2

2

2
2
4
4
ИТОГО: 68 часов

СОДЕРЖАНИЕ
1. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества
Организация Вооруженных Сил Московского государства в Х1V –XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XV1в. Военная реформа ПетраI.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе
обеспечения национальной безопасности страны.
2. Боевые традиции Вооруженных Сил России
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам,
защищать от врагов – основное содержание патриотизма
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Шефство над забытыми памятниками войны в малых деревнях и селах.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Встречи с героями и участниками Великой Отечественной войны и участниками в боевых
действиях в Афганистане и др.
Тактическая подготовка
Основные виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою.
Игра на местности «Тропа разведчика»

3.

4. Военная топография и туристические навыки
Карта. Условные обозначения.
Компас. Движение по азимуту.
Игра на местности «Школа выживания»
5. Военно-медицинская подготовка
Здоровье человека, общие понятия и определения.
Назначение медикаментов. Индивидуальная аптечка.
6

Первая медицинская помощь при кровотечениях, ушибах. Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».
6. Правовые основы военной службы
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Законы Российской Федерации о воинской службе.
Воинский коллектив.
Боевое знамя части.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Оборудование спортивного зала школы
2.Оборудование кабинета ОБЖ школы
ЛИТЕРАТУРА
1.В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика
преподавания предмета». Москва.«Вако», 2014г.
2.В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва. «Вако», 2012г.
3.Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных
учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2015 г.
4.Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».
Волгоград, «Учитель», 2009 г.
5.Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2016 г.
6.Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
Москва: Школьная пресса, 2015г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
7.П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград:
Учитель, 2014г.
8.С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для
учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2012 г.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».