РП ЦТР Мир театра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
_______________С. А. Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
общекультурной направленности

«Мир театра»
для детей 7-16 лет
(второй год обучения)
Составитель: Солдатова Галина
Геннадьевна, педагог дополнительного
образования 1 кв. категории
МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023 г.

Пояснительная записка
В современном обществе с развитием компьютерных технологий,
систем массовой информации, люди, и, в частности, дети и подростки, всё
меньше направлены на общение друг с другом, нарушаются общечеловеческие
связи на основе личного общения.
На занятиях курса «Мир театра» театральной студии «Креатив» Центра
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ с.
Быньги учащиеся смогут освоить знания по основам актерского мастерства и
сценической речи, получить первоначальные профессиональные навыки, что в
дальнейшей жизни может помочь в выборе профессии. Но даже если их
профессия не будет связана с театром, эти знания им помогут, как в умении
общаться, так и в умении ориентироваться в различных жизненных ситуациях,
учащиеся смогут правильно себя вести в любой социальной среде.
Помимо профессиональных навыков, ребенок получит навыки общения на
примере ролевых игр, научится понимать психологию других людей,
сочувствовать их переживаниям, и как следствие лучше познает самого себя.
Программа дополнительного образования «Мир театра» театральной
студии «Креатив» Центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» МАОУ СОШ с. Быньги имеет социальную и художественноэстетическую направленность и общекультурный уровень освоения. В рамках
данной программы закладываются основы коммуникативной компетенции.
Программа способствует формированию и развитию творческих
способностей учащихся, организации их свободного времени, обеспечивает
их адаптацию к жизни в обществе, удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном развитии, формирование общей культуры учащихся.
Немалое внимание направлено на развитие и побуждение у учащихся
желания к «живому» общению в условиях творческого раскрепощения в детском
коллективе. На занятиях делается упор на совместную деятельность
представителей разных возрастов с обязательным использованием театральных
приемов.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра. Школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то
художника. На практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец,
и материал, и инструмент;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
наукам (уроки
литературы и музыки,
литература
и
живопись,
изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-16 лет.
Цель программы: развитие индивидуальных творческих способностей
учащихся, формирование свободного общения в коллективе и на публике

посредством усвоения теоретических и практических навыков основ актёрского
мастерства.
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить учащихся с элементами искусства театра;
 обучить основам актерского мастерства и сценической речи;
 научить владеть своим голосовым аппаратом и своим телом;
 усвоить основные театральные термины и понятия.
Развивающие:
 Способствовать развитию психологического раскрепощения учащихся,
снятию физических и психологических зажимов;
 развивать фантазию, творческое воображение, изобретательность, умение
обобщать;
 развивать навыки общения, умения высказывать свою точку зрения и
защищать её, используя грамотные аргументы и доводы;
 способствовать развитию пластической координации и двигательного
воображения;
 сформировать и развивать коммуникативные навыки и умения,
обеспечивающие совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
 способствовать воспитанию коммуникативных навыков, связанных с
уважением к себе и личностям друг друга;
 способствовать воспитанию ответственности, творческой самодисциплины;
 воспитать бережное отношение к слову, литературному произведению,
уважение к театральному искусству;
 способствовать воспитанию культуры поведения и культуры общения.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп:
В коллектив принимаются все желающие учащиеся от 7-ми до 16-ти лет,
проявляющие интерес к театральному творчеству. Занятия проводятся с учетом
возрастных особенностей детей.
К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наполняемость в группах составляет: Первый год обучения – 10
человек;
второй год обучения – 12 человек.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года.
1-й год обучения – 68 часов в год (2022-2023 уч./год);
2-й год обучения – 136 часов в год (2023-2024 уч./год).
Возможность и условия зачисления в группы второго года обучения:
Набор учащихся на 1-й год обучения проводится в сентябре.
Комплектование групп первого года обучения проводится до 5 сентября.
Группы второго года обучения комплектуются из учащихся, освоивших
программу первого года обучения и дополняются до количества 12 человек. В
группу второго года обучения могут поступать вновь прибывающие учащиеся,
имеющие необходимые знания и умения.
Комплектование групп 2-ого года проводится в конце мая и августа

следующего года.
Формы организации и режим занятий:
Занятия групп первого года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу,
или 1 раз в неделю, продолжительностью 2 часа. Итого - 2 часа в неделю (68 часов
в год).
Занятия групп второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2
часа. Итого - 4 часа в неделю (136 часов в год).
Формы проведения занятий:
 теоретическое (беседа);
 комбинированное (сочетание теории и практики);
 игровое занятие;
 тренинг.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
 групповая (работы в группах);
 по подгруппам (по командам);
 индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий);
 работа в паре.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия в 2022-2023 учебном году проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, или 1
раз в неделю, продолжительностью 2 часа. Итого - 2 часа в неделю (68 часов в
год). Программа имеет четкую практическую направленность.
Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от
возраста учащегося, наличия базовых знаний и способности к усвоению
материала. Курс обучения проходит в 2 этапа.
1-й этап соответствует 1-ому году обучения, где учащиеся приобретают
знания и умения в исполнительском театральном искусстве, изучают основные
театральные понятия и термины, знакомятся с ролевым существованием в
условиях театрального искусства. Основным видом учебной деятельности
являются практические занятия под руководством педагога.
2-й этап соответствует 2-ому году обучения, где учащиеся по темам
занятий первого года обучения отрабатывают приобретённые знания, умения,
навыки на практических занятиях под руководством педагога.
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение:
 кабинет;
 сцена;
 стулья;
 костюмы, маски;
 аудио/видео/аппаратура;
 записи спектаклей, массовых мероприятий, праздников;
 компьютер;
 колонка с USB;
 прикладной материал (бумага различной текстуры и назначения, картон,
клей, карандаши, кисти, краски, скотч, материалы для изготовления костюмов).



















Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Учащиеся:
узнают, что такое театр, актерское мастерство, сценическая речь;
узнают об истории театра;
обучатся умению находиться на сцене;
разовьют творческое воображение;
узнают, кто такой зритель, о культуре зрителя;
разовьют навыки творческого общения в группе.
Метапредметные
Учащиеся:
разовьют фантазию;
раскроют в себе умение перевоплощаться;
разовьют координацию движений, память, внимание, пространственную
ориентацию;
сформируют чувство ответственности за коллектив и осознание своей
значимости в группе;
раскроют творческие способности, избавятся от комплексов в процессе
выступления на сцене.
Предметные
Учащиеся:
разовьют телесные способности, как двигательного аппарата и инструмента
актёра;
сформируют навыки сценической речи и мастерства;
научатся гармонично пользоваться неречевыми средствами
выразительности;
научатся правильно использовать дыхание, разовьют голосовой аппарат;
научатся работать в группе и индивидуально.
Учебный план 1-ого года обучения

№
п/п

Тема занятия

Количество часов
Теори Практи
Всего
я
ка

1. Вводное занятие. Знакомство.

2

1

1

2. Искусство театра. Творческое
общение.

10

4

6

Основы исполнительского
мастерства.
Работа над спектаклем.

14

5

9

10

-

10

3.
4.

Формы контроля
Беседа, тренинг,
наблюдение
Беседа, тренинг,
рассказ, упражнение
наблюдение,
Тренинг, упражнение,
беседа, наблюдение
Упражнение,
репетиция,
наблюдение, тренинг

5.

Сценическая речь. Искусство
оратора.

10

2

8

6.

Театральные понятия.

12

6

6

7.

Подготовка к открытому
творческому показу. Итоговое
занятие.
Итого:

10

1

9

68

19

49

Тренинг, рассказ,
упражнение,
наблюдение
Тренинг, этюд,
рассказ, упражнение
Беседа, репетиция
упражнение, показ

Учебный план 2-ого года обучения
№
п/п
1.

Количество часов
Тема занятия
Вводное занятие.

Всего
2

Теория Практика
1

1

Актёрское мастерство.
2.
Работа над спектаклем.
3.
4.

38
30

6
-

32
22

Сценическое движение.

6.

Подготовка к открытому
творческому показу. Итоговое
занятие.
Итого

Беседа, тренинг
Беседа, тренинг,
наблюдение,
этюд,
упражнение
Репетиция,
рассказ

26
28

4
3

22
25

20

2

18

Тренинг,
наблюдени
е,
упражнени
Наблюдение,
тренинг, е
упражнение
Репетиция,

136

12

124

упражнение,
беседа, показ

Сценическая речь.

5.

Формы контроля

Содержание программы (1-й год обучения)
1. Вводное занятие. Знакомство
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Творческий полукруг - знакомство с детьми через игру «Давайте
знакомиться». Рассказ каждого ребенка о себе – представление. Упражнение
на развитие памяти «Запомни имя». Упражнение на умение обращаться с
рабочими предметами. Немного о звучащем слове. Выявление личностных
физиологических особенностей и особенностей характера, памяти и т.п. ребенка
на основе скороговорки.
2. Искусство театра. Творческое общение.
Теория: Искусство театра. Театр, как вид искусства. Основные принципы
воспитания актёра. Развитие навыков общения в процессе творчества. Правила
поведения зрителя в театре, концертном зале, массовом мероприятии. Создание
процесса непрерывного органического общения. Этапы сценического

взаимодействия (изучение объекта общения, привлечение его внимания,
пристройка к нему, выбор способа действия, воздействие на него с
помощью приспособлений, оценка поведения объекта общения, закрепление
результата воздействия и изменение собственного поведения).
Взаимозависимость приспособлений как процесс живого общения с
партнёром. Многообразие выразительных средств в театре. Понятия драматургия,
декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление.
Практика: Упражнение «Запомни имя». Актёрский тренинг. Индивидуальная
работа на сцене со скороговоркой. Инсценировка скороговорки. Тестирование
детей на координацию (упражнение «Шалтай - болтай»). Инсценировка
стихотворения по группам. Парное упражнение: речевая фраза, произнесенная с
разным отношением или вкладыванием в нее разным действиям (здороваться,
спрашивать, обижаться, ссориться). Упражнение «Я – это животное»
(одиночное, парное, групповое). Упражнения: «Я зритель», на сценическое
взаимодействие, на изучение объекта общения и привлечение его внимания.
3. Основы исполнительского мастерства.
Теория: Исполнительское искусство актёра. Сценическое внимание.
Внимание внутреннее и внешнее. Круги внимания. Виды внимания. Внимание
в жизни и на сцене. Творческий зажим и актерская сосредоточенность. Актёрская
оценка. Основные элементы, развивающие аппарат актёра: сценическое общение,
воображение и фантазия, эмоциональная память, чувство веры и правды,
восприятие, освоение предлагаемых обстоятельств. Фантазия и
воображение. Детализация действий, их точное выполнение. Мышечная
свобода и зажим. Взаимосвязь физического самочувствия и внутреннего
состояния актёра.
Сценическое действие, внутреннее и внешнее.
Практика: Упражнение на сценическое внимание, на память физических
действий. Упражнение «Я – это …» (предмет). Этюды-наблюдения на различные
темы: животные, предмет. Упражнение «мышечное напряжение – освобождение
- оправдание» (упражнения на телесное раскрепощение). Упражнения на
постановку чувства правды (простейшие действия, например, поставить стул).
Упражнение «Попугай в клетке».
4. Работа над спектаклем.
Практика: Распределение ролей. Репетиции. Подготовка реквизита.
Разучивание текста. Подготовка костюмов. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция. Выступление.
5. Сценическая речь. Искусство оратора.
Теория: Введение в понятие. Голос — это оркестр разнообразных инструментов.
Функции голоса. Голосо–речевой аппарат. Дикция. Внимание на речевые
дефекты учащихся. Культура произношения - элемент благозвучия и
выразительности речи (орфоэпия). Стили произношения. Редукция гласных.
Практика: Игра в процессе голосового тренинга. Стихи и скороговорки как
один из видов тренировочного
материала.
Голосо-речевой
тренинг.
Включение в тренинг дикционных упражнений. Произношение союза «И»,
гласного «Е»; звучание возвратных частиц «СЬ», «СЯ». Произношений
окончаний, старорусских слов, согласных. Смягчение согласных. Словесное

ударение. Упражнения на основе прозы, стихотворного материала. Упражнения
на интонирование, диапазон.
6. Театральные понятия.
Теория: Понятия сценическое действие, предлагаемые обстоятельства,
мизансцена, Простые словесные действия. «Если бы» - способ переключения из
области бытового самоощущения в мир творчества.
Практика: Упражнения на предлагаемые обстоятельства. Упражнения на
раскрытие понимания простых словесных действий. Построение мизансцены.
Разбор упражнения. Массовые упражнения.
7. Подготовка к творческому показу. Итоговое занятие.
Теория: Подбор материала. Распределение ролей. Тестирование в игровой форме.
Практика: Репетиции. Подготовка реквизита. Разучивание текста. Подготовка
костюмов. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Выступление.
Подведение итогов по программе.
Содержание программы (2-й год обучения – 2023-2024 учебный год)
1.Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игровые упражнения – разминка, тренинг.
2. Актёрское мастерство
Теория: Внутреннее сценическое самочувствие (мимика, голос, движение,
физическое действие, общение, приспособление и т. д.). Общее сценическое
самочувствие – рабочее самочувствие. Зритель как партнёр. Прямое общение со
зрительным залом. Общение с партнёром на сцене через зрителя. Активизация
зрительного зала и включение зрителя в действие. Импровизация как особый вид
сценической игры. Импровизация в условиях заданного образа. Событие, как
действенный факт, меняющий линию сценического действия. Артистическая
увлечённость
как
основа
перевоплощения.
Средства
внешнего
перевоплощения – костюм, грим, реквизит, жест, манера. Внутреннее
перевоплощение – искусство переживания.
Практика: Упражнения – игры. Упражнения на проверку сценического
самочувствия. Упражнения на импровизацию. Этюды – взаимодействие со
зрителем. Организация события в актёрских упражнениях и этюдах.
3. Постановка спектакля.
Практика: Распределение ролей. Репетиции. Подготовка реквизита.
Разучивание текста. Подготовка костюмов. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция. Спектакль.
4.Сценическая речь
Теория: Специфика сценического слова. Слово как возбудитель образов.
Внутренние видения. Текст и подтекст. Действенность и лаконичность слова.
Индивидуальность языка. Перспективы словесного действия (художественная
перспектива,
перспективы
мысли
и
чувства).
Коммуникативная сторона речевой деятельности. Литературный язык, как
русское наследие. Владеть культурой речи — значит уметь правильно, точно
и выразительно передавать мысли посредством языка и верного литературного
произношения. Изучение стилистических фигур (повтор, анафора, эпифора,

инверсия, градация, персонификация, риторический вопрос). Изучение
лексических средств: сравнение, синонимы, омонимы, эпитеты, метафоры,
перифраз, гипербола и др. «Монотонное произнесение, убивающее красоту и
отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого
говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора».
А. Говоров. Речевая интонация – «живая, пульсирующая нить передачи
сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать».
Практика: Речевые упражнения. Работа с литературным текстом. Тренинг.
Применение фигур. Работа с голосом, дикцией, мелодикой речи, логикой
звучащего
слова,
диапазоном,
силой
звука,
темпо-ритмом
речи,
тембрированием, логическими и психологическими паузами, различным
характер произнесением звуков — всем, что входит в понятие.
5. Сценическое движение.
Теория: Неречевые средства выразительности: жесты и мимика как
средства общения (вспомогательные средства коммуникации). Пластическая
выразительность
(походка,
жест, мимика, темпо-ритм). Взаимосвязь
физического самочувствия и внутреннего состояния актёра. Неречевые средства
выразительности - единый экспрессивный поток внутренней жизни человека,
которые являются вспомогательными средствами коммуникации. Основы
теории пантомимы. Понятие пантомима. Раскрытие термина. Мысль, чувства,
страсть выражаются не голосом, а движениями тела и жестами. Расцвет
пантомимы в творчестве Чарли Чаплина.
Практика: Упражнения на неречевые средства выразительности. Пластические
упражнения. Упражнения на телесное раскрепощение. Создание пластического
этюда. Упражнения на освоение специфических движений пантомимы.
Упражнения я освоения техники пантомимы: шаг на месте, стенка, работа с
воображаемым предметом – идентификация. Басня или сказка, иллюстрированная
движениями.
6. Подготовка к открытому творческому показу. Итоговое занятие.
Теория: Подбор материала. Распределение ролей. Читка.
Практика: Репетиции. Подготовка реквизита. Разучивание текста. Подготовка
костюмов. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Показ на основе
импровизации. Подведение итогов обучения по программе.
Календарный учебный график
Год
обучения

1-й год

Дата начала
обучения по
программе

Дата окончания
обучения
по
программе

01 сентября Согласно календарнотекущего
тематическому плану
учебного года на текущий учебный
год

Всего Количество
учебны учебных
х
часов
недель
34

68

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1
часу/
1раз в нед.
по 2 часа

2-й год

01 сентября
текущего
учебного года

31 мая текущего
учебного года

34

136

2 раза в
неделю по
2 часа

Рабочая программа
Рабочие программы составляются в соответствии с локальным актом
образовательной организации на каждый текущий учебный год обучения
(прилагаются к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе в виде отдельных документов).
Календарно-тематические планы по годам обучения с о д е р ж а т с я в
Приложениях 1, 2.
Оценочные и методические материалы
Перечень педагогических методик и технологий, используемых в
процессе обучения:
 беседа;
 наглядный метод обучения;
 наглядный и частично-поисковый метод обучения (поиск
репертуара, музыки, видео сопровождения);
 объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация, работа по
подобию и образцу);
 учебно-тренировочный метод обучения;
 мастер-класс;
 экспрессинформирование;
 презентации.
Педагогические приёмы:
 взаимообучение;
 формирование взглядов (пример, разъяснение, дискуссия);
 организация деятельности (упражнение, тренировка, упражнение,
показ, подражание, требование).
Перечень дидактических материалов, используемых в
процессе обучения  демонстрационные материалы;
 фото- и видеоматериалы;
 дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом
выполнения заданий и т.п.
Методическое обеспечение программы
(1-й год обучения)
Раздел или
тема
программ
ы
1.Вводное
занятие.
Знакомств
о

Формы
заняти
й
Групповая,
индивидуальна
я

Приемы и
Техническо
методы
е оснащение
организации
занятий
образовательного
Беседа,процесса
Сцена, стулья
тренинг
, наблюдение

Формы
подведен
ия
итогов
Тренинг

2.
Искусств
о театра.
Творческое
общение
3.
Основ
ы
исполнительского
мастерства
4.
Работа
над
спектаклем

Групповая,
индивидуально
-групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуально
-групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуально
-групповая,
индивидуальна
я

Беседа,
расска
Сцена, стулья
тренинг,

з,
наблюдение,
упражнение
Беседа,
растренинг
Сцена, стулья
, наблюдение,
упражнение
Упражнение,
беседа Сцена, стулья
, тренинг, наблюдение

Групповая,
Сценическа индивидуально
я
речь. -групповая,
Искусство
индивидуальна
оратора
я
6.
Групповая,
Театральны индивидуальна
е понятия
я

Тренинг,

7. Подготовка
к открытому
творческому
показу.
Итоговое
занятие
14.
Предлагаемые
обстоятельства.
15.
Сценическое
действие.
16.
Мизансцена.
Простые
словесные
действия.
17.
Подготовка
к творческому
показу

Групповая,
индивидуально
-групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуально
-групповая
Групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуально
-групповая

Тренинг,
упражнение, рассказ,
этюд

Групповая,
индивидуальна
я

Рассказ,

18.

Групповая

Беседа

5.

Этюд
Тренинг/упр
аж нение

Сцена, стулья

Упражнен
ие, этюд

Сцена, стулья

Опрос,
тренинг

Сцена, стулья

Показ

рассказ
, упражнение,
наблюдение
Тренинг,

Тренинг

этюд
, рассказ, упражнение

Тренинг,
упражнен
ие, этюд
Этюд,
упражнен
ие
Упражнение

Рассказ, упражнение
Рассказ, Упражнение
Дискуссия, рассказ

Творческ
ий показ

упражнение
, репетиция

Наблюдение

Итогово
е занятие.

Методическое обеспечение программы (2-й год обучения)
Раздел или
тема
программ
ы
1.
Вводное
занятие.

Форм
ы
заняти
й
Групповая,
индивидуальна
я

Приемы и
методы
организации
образовательног
процесса
Беседа, отренинг

Техническо
е оснащение
занятий

Формы
подведен
ия итогов

Сцена, стулья Тренинг

2. Актёрское
мастерство

Групповая,
индивидуальна
я

Беседа,

3.
Сценическая
речь

Групповая,
индивидуально
-групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуальна
я

Тренинг,

Групповая,
индивидуальна
я
Групповая,
индивидуальна
я

Тренинг,

Групповая,
индивидуальна
я

Беседа

Работа
над
спектаклем
4.

5.
Сценическо
е движение
6. Подготовка
к открытому
творческому
показу.
Итоговое
занятие
7.
Итогово
е занятие.

Сцена, стулья Упражнение

тренин
г,
наблюдение,
упражнение, этюд
Сцена, стулья Упражнение

наблюдени
е, упражнение
Рассказ, репетиця

упражнени
е, рассказ, наблюдение
Репетиция,
упражнени
е, беседа

Сцена, стулья Спектакль

Сцена, стулья Тренинг
Сцена, стулья Показ

Творческ
ий показ

Информационные источники, используемые при реализации программы
Нормативно-правовая база:
1. Конвенция о правах ребёнка.
2.
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных
организациях школьных театров ФГБУК «ВЦХТ» от 15 августа 2022 года.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным
общеобразовательным
программам».
5. Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации
по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных
организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и
развития школьных театров в образовательных организациях субъектов
Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. № 83 .
6.
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования
детей»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41).
7. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Список литературы
1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1972.
2. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
4. Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. М., 1990.
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1992.
6. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. - СПб., 2001.
7. Овсянников С. Зрелищность и выразительность театрализованного
представления. - СПб., 2003.
8. Парис Пави. Словарь театра. - М., 1991.
9. Савкова З.В. Искусство оратора. - СПб., 2003.
10. Савкова З.В. Риторические игры. - СПб., 1998.
11. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.
12. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. Работа актера над собой т. 2. М., 1954.
13. Чехов М.А. Литературное наследие в 2 т. Об искусстве актера т. 2. - М.,
1986.
14. Эфрос А.В. Собрание сочинений в 4 т. - М., 1993.
Интернет-источники:
1. Упражнения для начинающих актёров:
http://yourspeech.ru/artistry/acting/akterskoe-master-stvo-dlya-nachinayushhihuprazhneniya.html
2. Актёрское мастерство для начинающих: основы, секреты и уроки:
http://fb.ru/arti-cle/162384/akterskoe-masterstvo-dlya-nachinayuschih-osnovyisekretyi-i-uroki-uprajneniya-po-akter-skomu-masterstvu
3. Актёрское мастерство – онлайн-курс: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
4. Мимика, актёрское мастерство (самоучитель):
https://www.liveinternet.ru/users/meow_miaou/post225453040
5. Этюд для поступления в театральный: https://www.teatrbenefis.ru/staty/akterskoe-master-stvo/etyudy-po-akterskomu-masterstvu/
6. Сайт театра имени Бориса Щукина: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/

Система контроля результативности обучения
Способы и средства выявления, фиксации
результатов обучения:
 наблюдение;
 педагогический анализ результатов тестирования, опросов, активности
обучающихся на занятиях и т.п.;
 тренинги и упражнения.
Виды и периодичность контроля результативности обучения
Вид контроля
Предварительный
Периодический
Итоговый:
1. Промежуточная
аттестация - по
окончании учебного
года;

Формы/способы
контроля
Фронтальный
Фронтальный,
индивидуальный,
групповой,
комбинированный
Индивидуаль
ный,
групповой

Срок контроля
Сентябрь
По ходу
обучения;
декабрь

Апрель-май

2. Подведение итогов
реализации программы –
по окончании программы.





Формы предъявления результатов обучения:
фотоальбомы;
видеоматериалы;
результаты участия в мероприятиях (дипломы, грамоты, благодарности,
сертификаты);
отчетная документация.

Приложение 1
Календарно-тематический план (1-й год обучения)
2022 - 2023 учебный год
№
п/п

Дата занятия
Тема занятия

По Дано
плану факт.

1.09.
1. 6.09.

Количество часов
По плану Дано
ТеоПрак- Теофакт. Пр

1. Вводное занятие. Знакомство.
1.1. Творческий
полукруг
– игра
«Давайте знакомиться».
Упражнение «Запомни имя».
2. Искусство театра. Творческое общение.

8.09.
2. 13.09.

Искусство театра.
Развитие навыков общения.
Тестирование в игровых упражнениях: скороговорка,
«Шалтай-Болтай».

15.09.
3. 20.09.
22.09.
4.

Основные принципы воспитания актёра. Актёрский
тренинг. Инсценировка. Скороговорки.

27.09.
5. 29.09.
6. 4.10.

7. 6.10.
11.10.
8. 13.10.
18.10.
20.10.
9. 25.10.

Многообразие выразительных средств в театре.
Понятия: драматургия, декорации, костюмы,
грим,
музыкальное и шумовое оформление.
Мы – участники творческого процесса.
Структура творческого процесса. Упражнение «Я – это
животное» (одиночное, парное, групповое упражнение).
Этапы

сценического взаимодействия. Упражнение
изучение объекта
общения,
привлечение его внимания.

рия

тика

1

1

4

6

1

1

1

1

-

1

1

1

-

1

1
-

1
14

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

5

9

на

Сценическое взаимодействие. Упражнение на сценическое
взаимодействие.

4. Работа над спектаклем
Работа над спектаклем. Читка сценария
(распределение ролей).
Работанад спектаклем. Репетиция.
Изготовление реквизита.

27.10.
10. 01.11

Работанад спектаклем. Репетиция с реквизитом.

03.11.
11. 08.11.
12. 10.11.
15.11.

Работа над спектаклем. Сводная репетиция.
Работа над спектаклем. Генеральная репетиция.

17.11.
13. 22.11.

Работа над спектаклем. Прогон спектакля.

24.11.
14. 29.11.

Работа над спектаклем. Запись спектакля.
3. Основы исполнительского мастерства.

рия

ак
т
ик
а

15. 01.12.
16. 06.12.
08.12.
17. 13.12.

Основы исполнительского мастерства. Этюды
– наблюдения на различные темы –
предметы.
Упражнения- пантомимы.
Исполнительское искусство
внимание.
Упражнение

актёра. Сценическое
на сценическое

-

1

-

1

1

1

внимание.

15.12.
18. 20.12.

Внимание в жизни и на сцене. Упражнение.
Тренинг.

1

1

22.12.
19. 27.12.
20. 29.12.

Творческий зажим и
актёрская
сосредоточенность. Упражнения,
устраняющие
зажимы.
Этюды, упражнения.

1
1

1
1

10.01.
21. 12.01.
22. 17.01.

Сценическое
общение,
воображение и
фантазия. Упражнения на фантазирование.
Основы исполнительского мастерства.
Упражнения на память.

1

1

-

1

-

1

2

8

1

1

-

2

-

2

23. 19.01.

Основы исполнительского мастерства. Этюды
– наблюдения на различные темы –
музыка, музыкальный театр.
5. Сценическая речь. Искусство оратора.
Сценическая речь. Искусство
оратора. Введение в понятие.

24. 24.01.
26.01.

5.1.

25. 31.01.
02.02.

5.2. Функции голоса. Голосо-речевой
аппарат. Тренинг.

26. 07.02.
09.02.

5.3.
Дикция.
дефекты

27. 14.02.
16.02.
28. 21.02.
28.02.

5.4. Культура

Внимание

на

речевые
учащихся.

Скороговорки.
Дикционные
речи
– упражнения.
благозвучие

5.5.
Упражнения
на
основе
стихов. Упражнения на
интонирование,
диапазон. Тренинг.
6. Театральные понятия.

прозы,

29. 02.03.
07.03.
30. 09.03.
14.03.
31. 16.03.
21.03.

Предлагаемые
обстоятельства.
Упражнение на предлагаемые обстоятельства.
Фантазия
и воображение.
Детализация действий, их точное
выполнение. действие. Раскрытие понятия.
Сценическое
Действие внутреннее и внешнее.

32. 23.03.

Сценическая
задача и
ее
основные элементы
(цель,
приспособления,
действие).
Детализация
действий и их
точное исполнение. Упражнения на
детализацию.

33.

и выразительность речи – орфоэ
1
1
-

2

6

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мизансцена. Понятие. Простые словесные
действия. Построение мизансцены. Разбор
упражнения.
7. Подготовка к открытому
творческому показу.
Подготовка к открытому творческому показу.
Подбор материала. Распределение ролей
спектакля «Минуточка, пой!».

1

1

1

9

1

1

Разучивание текста в процессе репетиции.

-

1

Разучивание текста в процессе репетиции.

-

1

Репетиции по частям. Отработка синхронности
и своевременного вступления.

-

1

38.
39.

Репетиции по частям. Соединение частей.

-

1

Сводная репетиция в костюмах, с реквизитом.

-

1

Генеральная репетиция. Разбор репетиции.
Тестирование в игровой форме.
Творческий показ. Подведение итогов.

-

1

-

2

19

49

34.

35.

36.
37.

40.
41.
42.
43.

Всего:
Итого:

68 ч

Приложение 2
Календарно-тематический план
(2-й год обучения)
Группа №_____
2023 - 2024 учебный год
Дни занятий: ________________
Дата занятия
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Количество часов
По плану
Дано факт.

Тема занятия

По Дано
плану факт.

1. Вводное занятие.
Игровые упражнения - разминка, тренинг.
2. Актёрское мастерство.
Внутреннее
сценическое самочувствие.
Мимика. Упражнение «Маски».
Внутреннее сценическое самочувствие. Голос.
Упражнения.
Внутреннее
сценическое самочувствие.
Движение. Упражнения.
Внутреннее
сценическое самочувствие.
Физическое действие. Упражнения.
Внутреннее
сценическое самочувствие.
Общение. Упражнения.
Внутреннее
сценическое самочувствие.
Приспособление. Упражнение
Прямое общение со зрительным залом.
Упражнение.
Общение с партнёром на сцене через зрителя.
Игровое упражнение.
Активизация зрительного зала и включение
зрителя в действие. Упражнения. Этюд.
Импровизация как особый вид сценической игры.
Импровизация в условиях заданного образа.
Упражнение-ознакомление.
Событие, как действенный факт, меняющий
линию сценического действия.
Событие. Групповые упражнения на событие.
Событие. Одиночные упражнения на событие.
Актёрское
мастерство.
Артистическая
увлечённость как основа перевоплощения.
Упражнения.

Теория

Практика

1

1

6

32

1

1

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

1

1

-

2

1

1

-

2
2

1

1

17.

Средства внешнего перевоплощения. Костюм,
грим.

1

1

18.

Средства внешнего перевоплощения. Жест,
манера.

1

1

19.

Средства
Реквизит.

-

2

внешнего

перевоплощения.

Теория

Практика

20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Внутреннее перевоплощение – искусство
переживания.

-

2

3. Работа над спектаклем.
Работа над спектаклем. Читка сценария
(распределение ролей).

-

22

-

2

-

2

-

2
2
2
2
2
2
2

-

2

-

2

4

22

1

1

-

2

-

2

1

1

-

2

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

-

2

1

1

Работа над спектаклем. Разбор ролей,
мизансцен.
Работанад спектаклем. Репетиция.
Работанад спектаклем. Репетиция.
Работанад спектаклем. Репетиция. Изготовление
реквизита.
Работа над спектаклем. Репетиция с музыкой.
Работа над спектаклем. Репетиция с реквизитом.
Работа над спектаклем. Сводная репетиция.
Работа над спектаклем. Сводная репетиция.
Работа над спектаклем. Генеральная репетиция.
Работа над спектаклем. Спектакль.

31.
4. Сценическая речь.
32.
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Специфика сценического слова. Слово как
возбудитель образов. Речевые упражнения.
Текст и
подтекст.
Действенность и
лаконичность слова. Речевой тренинг.
Перспективы
словесного
действия.
Перспективы мысли и чувства; художественная.
Работа с литературным
текстом.
Изучение
стилистических
фигур. Повтор,
инверсия.
Изучение стилистических фигур. Анафора,
эпифора.
Изучение стилистических фигур. Градация,
персонификация, риторический вопрос.
Изучение лексических средств. Сравнение,
эпитеты, метафоры.
Изучение лексических средств. Синонимы,
омонимы, перифраз, гипербола.
Речевая
интонация. Упражнения на
интонацию.
Применение стилистических фигур.

43

Работа с
голосо-речевым
Упражнения. Тренинг.
Работа с литературным текстом.

44

Работа с литературным текстом.

-

2

5. Сценическое движение.
Неречевые средства выразительности: жесты и
мимика, как средства общения.

3

25

-

2

42

45.

аппаратом.

46.
47.
48.
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Жесты и мимика – вспомогательные средства
коммуникации.
Пластическая
выразительность. Мимика,
походка, жест. Упражнения.
Пластическая выразительность. Темпо-ритм.
Упражнения.
Упражнения на освоение специфических
движений пантомимы.
Основы
теории пантомимы. Элементы
тренинга.
Понятие пантомима. Раскрытие термина.
Упражнения освоения техники пантомимы.
Взаимосвязь физического самочувствия и
внутреннего состояния актёра.
Упражнения на телесное раскрепощение.
Расцвет пантомимы в творчестве Чарли
Чаплина.
Упражнения: шаг на месте; стенка, работа с
воображаемым предметом.
Сказка, иллюстрированная движениями.
Пластические упражнения с сюжетом.
6. Подготовка к открытому творческому
показу.
Подготовка
к открытому творческому
показу. Подбор материала. Распределение ролей.
Разучивание текста в процессе репетиции.
Разучивание текста в процессе репетиции.
Репетиции по частям.
Репетиции по частям. Изготовление реквизита.
Репетиции по частям. Соединение частей.
Сводная репетиция.
Сводная репетиция в костюмах, с реквизитом.
Генеральная репетиция.
Творческий
показ. Итоговое занятие.
Тестирование в игровой форме.
Всего:
Итого:

1

1

-

2

-

2

-

2

1

1

1
-

1
2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2
2

2

18

1

1

1
-

2
2
1
2
2
2
2
2

-

2

12

124
136 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».