МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
И.о.директора МАОУ СОШ с. Быньги
________________Г.Д. Назарова
«31» августа 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической направленности
«ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ»
Модуль: «ПЕРВОРОБОТЫ BEE-BOT»
(для учащихся младшего школьного возраста)
Составитель: Горяинова
Елена
Андреевна,
дополнительного
МАОУ
СОШ
образования
п.
МАОУ СОШ с. Быньги
с. Быньги, 2023 г.
педагог
Цементный,
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» Модуль: «ПЕРВОРОБОТЫ BEE-BOT»
(далее Программа) разработана в соответствии с действующим законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ,
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
школьного образования (Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286)
Направленность программы:
Программа технической направленности способствует формированию у детей
навыки программирования.
Актуальность: Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной
технике. Формирование познавательной активности – одна из главных задач,
которая стоит сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Реализация ФГОС
начального
школьного
образования
требует
создания
инновационной
образовательной среды для развития познавательной активности, логического
мышления
младших
школьников,
их
интеллектуального,
умственного,
творческого развития. В последние годы получает развитие использование
робототехники на разных ступенях образования.
В реальной практике
образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации
работы по вызыванию интереса к робототехнике и первоначальным навыкам
программирования. Однако отсутствие необходимых условий в начальной школе
не позволяет решить данную проблему в полной мере. Кроме того, актуальность
по формированию основ программирования значима в свете внедрения и
реализации ФГОС НОО, так как образовательные роботы:
-
являются
дошкольников;
2
великолепным
средством
для
интеллектуального
развития
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу строить образовательную деятельности с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
-
формируют
познавательные
интересы
ребенка
в
различных
видах
деятельности;
- формируют первоначальные навыки программирования;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности;
- формирует навыки общения и сотворчества;
-
компенсирует
недостаток
в
образовательной
деятельности
работы,
направленной на формирования навыков начального программирования.
Данная программа направлена на формирование у младших школьников
способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные
умозаключения, которые, в свою очередь, позволяют развивать не только
познавательную, но и речевую активность. Важно уже в младшем школьном
возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с
помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить
сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая
программы для робота «Bee-bot», выполняя игровые задания, ребенок учится
ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается
пространственная ориентация школьника. В дальнейшем, в процессе обучения, у
ребенка повысится мотивация к познанию и саморазвитию.
Отличительные особенности Программы:
Содержание данной рабочей программы отличается усложнением обучения
младших школьников процессу составления алгоритмов и программирования,
что происходит в следующих направлениях:
3
- применение знаний о геометрических фигурах;
- применение знаний в ориентировке в пространстве;
- применение наиболее простых алгоритмов и дальнейшее их усложнение.
Адресат Программы: Занятия проводятся в 1 классе для детей 6-7 лет по группам
в 10 человек.
Режим занятий: одно занятие в неделю, продолжительностью 35 минут
Объем программы: 36 ч.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень
Форма обучения: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа)
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, открытое
занятие
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: Формирование основы элементарного программирования с
использованием мини-роботов «Bee-Bot».
Задачи программы:
Обучающие:
1.Формировать представления об основах программирования средствами минироботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними.
2. Учить составлять схемы движения робота.
3.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на
ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных
отношений.
4. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать
программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении.
5. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам
«Beebot».
4
Развивающие:
1. Развивать интерес младших школьников к программированию с минироботами «Beebot» и умения начального программирования.
2. Развивать социально - коммуникативные навыки общения детей.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативность,
настойчивость
достижении цели деятельности
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Теория
Практика
часов (всего)
1.
Мониторинг
2
1
1
2.
Знакомство с роботом
3
1
2
«Умная пчела»
3.
Кнопки управления
9
4
5
4.
Выполнение простейших
7
3
4
операций
5.
Веселый счет
4
1
3
6.
Маршрут
5
2
3
7.
Составление
простого 6
2
4
14
22
алгоритма действий
для робота
36
5
в
Содержание учебного (тематического) план
1. Знакомство с роботом «Умная пчела»
Теория: Игрушка мини - роботом Bee – bot «Умная пчела». Техника
безопасности.
Практика: Закрепление правил безопасности.
2. Кнопки управления
Теория: Понятия: «вперед», «назад», «влево/вправо», «поворот».
Практика: Отработка команд: «вперед», «назад», «влево/вправо», «поворот» в
игровой ситуации.
3. Выполнение простейших операций
Теория: Алгоритм выполнения простейших операций: «Шаг вперед. Два шага
вперед», «Шаг назад. Два шага назад», «Шаг вперед и поворот влево/вправо»,
«Шаг назад и поворот влево/вправо».
Практика: Выполнение простейших операций: «Шаг вперед. Два шага вперед»,
«Шаг назад. Два шага назад», «Шаг вперед и поворот влево/вправо», «Шаг назад
и поворот влево/вправо» в игровой ситуации.
4. Веселый счет
Теория: Счет от 1 до 5.
Практика: Выполнение простейших операций с использованием счета.
5. Маршрут
Теория: Понятие «Маршрут».
Практика: Программирование робота по заданному маршруту.
6. Составление простого алгоритма действий для робота
Теория: Алгоритм составления маршруту для робота.
Практика: Составления маршруту для робота. Программирование робота по
заданному маршруту.
Планируемые результаты:
6
метапредметные результаты:
- ребенок умеет составлять схемы движения, корректировать программы
движения;
- ребенок ориентируется в окружающем пространстве, на ограниченной
территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений;
личностные результаты:
- ребенок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои
представления и умения;
-
ребенок
проявляет
самостоятельность,
инициативу,
настойчивость
в
достижении цели;
- у ребенка сформирован интерес к программированию;
- ребенок имеет навыки социально - коммуникативного общения.
предметные результаты:
- ребенок имеет представления об основах программирования средствами мини
роботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними;
-
ребенок
определяет
пространственные
направления
от
себя,
двигает
программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад,
направо – налево, вверх -вниз);
- ребенок знаком с основными компонентами управления мини-роботом BEEBOT, понятиями, применяемыми в робототехнике;
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
материально-техническое обеспечение:
Кабинет проектной деятельности;
Столы, стулья (для всех детей);
Персональный компьютер;
7
Инновационное средство обучения-программированные мини-роботы «Bee-Bot»
(6 шт. с платформой для подзарядки);
Коврики «Геометрические фигуры»; «Звуки и буквы»
Базовый коврик;
Наглядно-демонстрационный материал: схемы, чертежи, рисунки, предметные
картинки.
Описание общей методики работы:
Основные формы и методы робототехники:
- программирование, творческие исследования, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);
- практический (составление программ);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
На занятиях используются основные виды программирования: по образцу, по
условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме.
Алгоритм организации совместной деятельности.
Обучение с использованием мини-робота «Bee-bot», состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей;
Программирование;
Рефлексия;
Развитие.
При установлении взаимосвязей младшие школьники получают новые знания,
основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Каждое
занятие проектируется на задании комплекта, к которому прилагается
развивающие коврики. «Использование ИКТ, позволяет проиллюстрировать
занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
Программирование.
8
Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают
вместе».
Работа
с
мини-роботом
«Bee-bot»,
базируется
на
принципе
практического обучения:
сначала обдумывание, а затем создание маршрута движения робота. В каждом
задании для этапа приведены подробные пошаговые инструкции. При желании
можно специально отвести время для усовершенствования предложенных
маршрутов движения робота, или для создания и программирования своих
собственных маршрутов.
Рефлексия и развитие.
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют
полученные
представления.
Они
укрепляют
взаимосвязи
между
уже
имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе
педагог
получает
прекрасные
возможности
для
оценки
достижений
обучающихся.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для определения готовности детей к работе мини-роботом «Bee-Bot» 2 раза в год
проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей младших
школьников на основе диагностической карты. Она позволяет определить
уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный
подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого
ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Список литературы
1.
Баранникова
Н.
А.
Программируемый
мини-робот
«Умная
пчела».
Методическое пособие для педагогов образовательных организаций Москва,
2014;
9
2. Комплект заданий, направленных на развитие логического мышления детей
среднего дошкольного возраста в процессе работы с роботом bee-bot «Умная
пчела»;
3. Методическое письмо: «О психолого-педагогических требованиях к играм и
игрушкам в современных условиях», МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12;
4. Приказ: «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
школьного
образования»
(Утвержден
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286);
5.СБОРНИК игр и упражнений с использованием программируемого миниробота Bee-Bot «УМНАЯ ПЧЕЛА» для детей младшего школьного возраста;
6. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ. – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.
Для родителей:
1. Умная пчелка Bee Bot. URL:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10089953544342655912&url=htt%32F%2Fw
ww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DXSSE19uX3Fg&text=%0%A3%D0%BC%D0B
D%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0
%20Beepercentage20Bot&path=sharelink. (Дата обращения: 27.08.2020)
10