МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: И.о.директора МАОУ СОШ с. Быньги ________________Г.Д. Назарова «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» Модуль: «ПЕРВОРОБОТЫ BEE-BOT» (для учащихся младшего школьного возраста) Составитель: Горяинова Елена Андреевна, дополнительного МАОУ СОШ образования п. МАОУ СОШ с. Быньги с. Быньги, 2023 г. педагог Цементный, Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» Модуль: «ПЕРВОРОБОТЫ BEE-BOT» (далее Программа) разработана в соответствии с действующим законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286) Направленность программы: Программа технической направленности способствует формированию у детей навыки программирования. Актуальность: Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Формирование познавательной активности – одна из главных задач, которая стоит сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Реализация ФГОС начального школьного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития познавательной активности, логического мышления младших школьников, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование робототехники на разных ступенях образования. В реальной практике образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к робототехнике и первоначальным навыкам программирования. Однако отсутствие необходимых условий в начальной школе не позволяет решить данную проблему в полной мере. Кроме того, актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОС НОО, так как образовательные роботы: - являются дошкольников; 2 великолепным средством для интеллектуального развития - поддерживают инициативу детей; - позволяют педагогу строить образовательную деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формируют познавательные интересы ребенка в различных видах деятельности; - формируют первоначальные навыки программирования; - формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности; - формирует навыки общения и сотворчества; - компенсирует недостаток в образовательной деятельности работы, направленной на формирования навыков начального программирования. Данная программа направлена на формирование у младших школьников способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые, в свою очередь, позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность. Важно уже в младшем школьном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота «Bee-bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация школьника. В дальнейшем, в процессе обучения, у ребенка повысится мотивация к познанию и саморазвитию. Отличительные особенности Программы: Содержание данной рабочей программы отличается усложнением обучения младших школьников процессу составления алгоритмов и программирования, что происходит в следующих направлениях: 3 - применение знаний о геометрических фигурах; - применение знаний в ориентировке в пространстве; - применение наиболее простых алгоритмов и дальнейшее их усложнение. Адресат Программы: Занятия проводятся в 1 классе для детей 6-7 лет по группам в 10 человек. Режим занятий: одно занятие в неделю, продолжительностью 35 минут Объем программы: 36 ч. Срок освоения программы: 1 год. Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень Форма обучения: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа) Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие и др. Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, открытое занятие Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Формирование основы элементарного программирования с использованием мини-роботов «Bee-Bot». Задачи программы: Обучающие: 1.Формировать представления об основах программирования средствами минироботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними. 2. Учить составлять схемы движения робота. 3.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений. 4. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении. 5. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Beebot». 4 Развивающие: 1. Развивать интерес младших школьников к программированию с минироботами «Beebot» и умения начального программирования. 2. Развивать социально - коммуникативные навыки общения детей. Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость достижении цели деятельности Содержание программы Учебный (тематический) план № Название раздела, темы п/п Количество Теория Практика часов (всего) 1. Мониторинг 2 1 1 2. Знакомство с роботом 3 1 2 «Умная пчела» 3. Кнопки управления 9 4 5 4. Выполнение простейших 7 3 4 операций 5. Веселый счет 4 1 3 6. Маршрут 5 2 3 7. Составление простого 6 2 4 14 22 алгоритма действий для робота 36 5 в Содержание учебного (тематического) план 1. Знакомство с роботом «Умная пчела» Теория: Игрушка мини - роботом Bee – bot «Умная пчела». Техника безопасности. Практика: Закрепление правил безопасности. 2. Кнопки управления Теория: Понятия: «вперед», «назад», «влево/вправо», «поворот». Практика: Отработка команд: «вперед», «назад», «влево/вправо», «поворот» в игровой ситуации. 3. Выполнение простейших операций Теория: Алгоритм выполнения простейших операций: «Шаг вперед. Два шага вперед», «Шаг назад. Два шага назад», «Шаг вперед и поворот влево/вправо», «Шаг назад и поворот влево/вправо». Практика: Выполнение простейших операций: «Шаг вперед. Два шага вперед», «Шаг назад. Два шага назад», «Шаг вперед и поворот влево/вправо», «Шаг назад и поворот влево/вправо» в игровой ситуации. 4. Веселый счет Теория: Счет от 1 до 5. Практика: Выполнение простейших операций с использованием счета. 5. Маршрут Теория: Понятие «Маршрут». Практика: Программирование робота по заданному маршруту. 6. Составление простого алгоритма действий для робота Теория: Алгоритм составления маршруту для робота. Практика: Составления маршруту для робота. Программирование робота по заданному маршруту. Планируемые результаты: 6 метапредметные результаты: - ребенок умеет составлять схемы движения, корректировать программы движения; - ребенок ориентируется в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений; личностные результаты: - ребенок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои представления и умения; - ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели; - у ребенка сформирован интерес к программированию; - ребенок имеет навыки социально - коммуникативного общения. предметные результаты: - ребенок имеет представления об основах программирования средствами мини роботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними; - ребенок определяет пространственные направления от себя, двигает программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх -вниз); - ребенок знаком с основными компонентами управления мини-роботом BEEBOT, понятиями, применяемыми в робототехнике; Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение: Кабинет проектной деятельности; Столы, стулья (для всех детей); Персональный компьютер; 7 Инновационное средство обучения-программированные мини-роботы «Bee-Bot» (6 шт. с платформой для подзарядки); Коврики «Геометрические фигуры»; «Звуки и буквы» Базовый коврик; Наглядно-демонстрационный материал: схемы, чертежи, рисунки, предметные картинки. Описание общей методики работы: Основные формы и методы робототехники: - программирование, творческие исследования, соревнования между группами; - словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение); - наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции); - практический (составление программ); - репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации); На занятиях используются основные виды программирования: по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме. Алгоритм организации совместной деятельности. Обучение с использованием мини-робота «Bee-bot», состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей; Программирование; Рефлексия; Развитие. При установлении взаимосвязей младшие школьники получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Каждое занятие проектируется на задании комплекта, к которому прилагается развивающие коврики. «Использование ИКТ, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия. Программирование. 8 Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с мини-роботом «Bee-bot», базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание маршрута движения робота. В каждом задании для этапа приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных маршрутов движения робота, или для создания и программирования своих собственных маршрутов. Рефлексия и развитие. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Для определения готовности детей к работе мини-роботом «Bee-Bot» 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Список литературы 1. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов образовательных организаций Москва, 2014; 9 2. Комплект заданий, направленных на развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе работы с роботом bee-bot «Умная пчела»; 3. Методическое письмо: «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12; 4. Приказ: «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования» (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286); 5.СБОРНИК игр и упражнений с использованием программируемого миниробота Bee-Bot «УМНАЯ ПЧЕЛА» для детей младшего школьного возраста; 6. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ. – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с. Для родителей: 1. Умная пчелка Bee Bot. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10089953544342655912&url=htt%32F%2Fw ww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DXSSE19uX3Fg&text=%0%A3%D0%BC%D0B D%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0 %20Beepercentage20Bot&path=sharelink. (Дата обращения: 27.08.2020) 10