МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: педагогическим советом Директор МАОУ СОШ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. с. Быньги ____________С. А. Иванцова «31» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «ЮНЫЙ ТЕХНОЛОГ» для детей среднего школьного возраста Составитель: Сафиуллин Ришат Рифатович, педагог дополнительного образования 1кв. категории МАОУ СОШ с.Быньги, с. Быньги, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обоснование необходимости разработки программы и внедрения в образовательный процесс. Основным предназначением кружка «Юный технолог» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, для развития художественно-прикладного творчества. Рабочая программа кружка «Юный технолог» разработана на основе примерной рабочей программы для кружка "Художественная обработка " Таблица тематического распределения количества часов: № Темы 1 Примерная программа Вводное занятие. Рабочая программа 2 2 Инструктаж по ТБ. 2 Столярная обработка древесины. 15 15 3 Обработка древесины на токарном станке СТД – 120 12 12 4 Выжигание по дереву 8 8 5 Слесарные работы 10 10 6 Выпиливание Ручным лобзиком 15 15 7 Тонколистовой металл и проволока 6 6 Итого 68 68 II. Общая характеристика учебного процесса 2 Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При проведении занятий используются беседы, практикумы, интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры и т.д. Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, древесины, выполнение графических и расчётных операций, выполнение проектов. В условиях сельской школы программа по освоению навыков обработки древесины и металла становится жизненно необходимой для школьников. «Умелые руки» имеет четкую практико – ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем «приобретения навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное развитие ученика. Особенностью «Юных технологов» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами ручного и механизированного труда, применять в практической деятельности полученные знания. Цель: развивать эстетический вкус и интерес к изготовлению изделий своими руками. Задачи: • Развивать творческий интерес учащихся, формировать и закреплять на практике политехнические знания, вырабатывать навыки работы с различными инструментами для ручной обработки материала, а также работе на станках. • Обеспечить педагогические условия для развития волевых качеств, творческой самореализации, личностного роста школьников. • Формировать знания о конструкционных материалах, развивать пространственное мышление, логического мышления, обучать навыкам конструирования и моделирования. 3 • Воспитывать в человеке и развивать понимание прекрасного, творчески самостоятельно действовать и приобщать тем самым к художественным ценностям. • Посредством вовлечения в коллективно-творческую деятельность воспитывать чувство товарищеского взаимопонимания и взаимовыручки. III. Описание места учебного предмета в учебном плане Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа «Юный технолог» предназначена для детей от 11 до 16лет. Максимальная простота курса, учёт психофизиологических особенностей детей позволяет организовывать занятия с подготовительной к школе группе. Сроки, режим реализации программы Программа курса рассчитана на 2 года обучения. Для погружения в мир правил работы с различными технологиями обработки материалов занятия проводятся 2 часа в неделю в группах не более 10-12 чел. Группы формируются на основе свободного выбора обучающихся, согласованного с родителями. Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь. 1 этап: знакомство с ручной обработкой древесины и металла (68 часа); 2этап: знакомство со станками (68 часов). Итого – 68 часов. Логические связи программы с предметами направлениями внеурочной деятельности учебного плана и Данная программа логически связана, прежде всего, с общекультурным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «черчение», «основы духовной культуры народов России». IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций. Развивает: чувства прекрасного и эстетических чувств, способности к организации своей учебной деятельности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, 4 готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое восприятия; отношение к информации и избирательность её уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей с возможностями определение временных рамок определение шагов решения задачи 5 видение итогового результата распределение функций между участниками группы планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные универсальные учебные действия: умение задавать вопросы умение получать помощь умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение обосновывать свою точку основываясь на предметном знании) зрения (аргументировать, способность принять другую точку зрения, отличную от своей способность работать в команде; выслушивание собеседника и ведение диалога. Предметные результаты 1. В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических применения; ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами технологических задач; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в техническом труде; владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; свойств и материалов методами 6 решения и областей технических инструментов их и и применение общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. 1. В трудовой сфере: o планирование технологического процесса и процесса труда; o подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; o проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; o подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; o проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; o выполнение технологических операций с установленных норм, стандартов и ограничений; o соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; o соблюдение трудовой и технологической дисциплины; o обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; o выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; o подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; o контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; o выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 7 соблюдением o документирование результатов труда и проектной деятельности; o расчет себестоимости продукта труда; o экономическая оценка возможной прибыли сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. с учетом 1. В мотивационной сфере: o оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; o выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; o согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; o осознание ответственности за качество результатов труда; o наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; o стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 1. В эстетической сфере: o дизайнерское проектирование технического изделия; o моделирование художественного оформления объекта труда; o разработка объекта; o эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; o опрятное содержание рабочей одежды. варианта рекламы выполненного технического 5. В коммуникативной сфере: o формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; o выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; o оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов; o публичная презентация и защита проекта технического изделия; o разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; o потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. 8 1. В психофизической сфере o развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; o достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; o соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; o сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. VI. Содержание учебного предмета 2. Содержание обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. (2ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2. Столярная обработка древесины (15ч) Древесина как природный материал, пороки древесины. Искусственные пиломатериалы. Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы. Пиление древесины с помощью ножовки и лучковой пилы. Подготовка заготовок. Строгание древесины с помощью шерхебеля и рубанка. Отработка приемов строгания. Изготовление корыта для кроликов (цыплят). Планирование работ, подготовка заготовок. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Сборка корыта. Изготовление разделочной доски: выбор заготовки, разметка, выпиливание. Изготовление разделочной доски: отделка, художественное оформление (выжигания). Изготовление ручки для молотка: выбор материала и изготовление. Изготовление топорища: выбор материала, разметка, выполнение столярных операций. Сверление отверстий. Виды сверл. Устройство коловорота, механической и электрической дрелей. Изготовление мышеловки. Разработка конструкций. Изготовление мышеловки: выбор заготовки, столярная обработка, разметка и сверление отверстий, сборка изделия. Изготовление скамейки: конструирование изделия, выбор заготовки, разметка, выпиливание деталей. Изготовление скамейки: строгание пласти и кромок, сборка изделия. Изготовление скамейки: отделка и 9 художественное оформление (нанесение рисунка, выжигание, лакирование). 3. Обработка древесины на токарном станке СТД – 120 (12ч) Токарный станок по обработке древесины СТД – 120: назначение, устройство, виды токарных стамесок. Токарный станок СТД – 120: правила подготовки и закрепления заготовок, подготовка к работе, ТБ при выполнении работы. Токарный станок СТД – 120: обработка прямолинейных цилиндрических поверхностей. Изготовление скалки без ручек: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. Изготовление картофелемялки: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. Изготовление скалки с двумя ручками: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. Обработка фасонных поверхностей на СТД – 120. Изготовление игрушки «Чебурашка». Конструирование изделия. Изготовление игрушки «Чебурашка»: выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей изделия на станке. Изготовление игрушки «Чебурашка»: отделка деталей, сборка и художественное оформление. Изготовление туалетной полочки «Три медведя». Конструирование изделия. Выбор и подготовка заготовок. Столярная обработка древесины. Изготовление деталей изделия на СТД – 120. Изготовление туалетной полочки «Три медведя»: отделка деталей, сборка и художественное оформление. Изготовление подсвечника на СТД – 120. Конструирование, выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке. Изготовление подсвечника: разметка и сверление отверстий, сборка изделия, отделка. Лобовое точение на токарном станке СТД – 120. Изготовление солонки: выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы) на токарном станке СТД – 120. Выбор и подготовка заготовок, изготовление изделия на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы): отделка и художественное оформление. Изготовление журнального столика: конструирование, выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке. Изготовление журнального столика: изготовление деталей на станке, подгонка ножек по длине, отделка. Изготовление журнального столика: выпиливание и отделка столешницы. Изготовление журнального столика: сборка, отделка и художественное оформление. 4. Выжигание по дереву (8) 10 Виды выжигания по дереву. Выжигатель: устройство, назначение, приемы работы. Выполнение тренировочных упражнений. Изготовление разделочной доски из фанеры: выбор формы изделия, разметка. Изготовление разделочной доски: отделка и художественное оформление. Изготовление шкатулки: конструирование изделия, выбор и разметка заготовок, выжигание деталей. Изготовление шкатулки: отделка деталей. Изготовление шкатулки: сборка и художественное оформление. 5. Слесарное дело (10) Металлы, их свойства, виды, прокат. Повторный инструктаж по ТБ. Обработка металла ручным инструментом. Слесарные ножницы, напильник, слесарная ножовка. Изготовление изделий из тонколистового металла. Разметка. Изготовление совка. Виды соединений деталей машин. Заклепочное соединение. Рубка металла при помощи зубила. Изготовление петли для навески мебели. Опиливание металла при помощи напильника. Изготовление петли для навески мебели. Пиление металла при помощи слесарной ножовки. Изготовление разводки для пил. Изготовление держателя для метчиков. Конструирование изделия, выбор материалов, изготовление деталей. Термическая обработка стали. Изготовление кернера и чертилки. Резьбовые соединения. Нарезание наружной и внутренней резьбы при помощи ручного инструмента. 6.Выпиливание ручным лобзиком (15) Устройство, назначение, правила ТБ при выполнении работы. Их установка. Крепление заготовки. Режимы резания. Выбор заготовки, нарезание пилкой. Обработка наружных цилиндрических поверхностей. Обработка внутренних поверхностей. Выпиливание и растачивание. Изготовление стакана из древесины: выбор заготовки, столярная подготовка, точение, сверление и растачивание. Изготовление футляра для хранения болтов, гаек, шурупов. Конструирование изделия, выбор заготовок, столярная обработка древесины. Изготовление футляра для хранения болтов, гаек, шурупов. 7. Тонколистовой металл и проволока(6) 11 Обрезка и отпиливание деревьев на территории школы. Подготовка к выставке поделок учащихся кружка «Юный технолог»: оформление стендов, доработка изделий. Уход за весенним садом: обрезка кустарников, деревьев, посадка саженцев. Ремонт верстаков и инструмента. VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Со де рж ан ие уч еб но го пр ед ме та, ку рс а Кол-во Характеристика часов деятельности обучающихся Тематическое планирование 7а 7б 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2 2 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2.Столярная обработка древесины. Древесина как природный материал, пороки древесины. Искусственные пиломатериалы. Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы. Пиление древесины с помощью ножовки и лучковой пилы. Подготовка заготовок. Строгание древесины с помощью шерхебеля и рубанка. Отработка 12 15 15 Регулятивные уни версальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать приемов строгания. Изготовление корыта для кроликов (цыплят). Планирование работ, подготовка заготовок. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Сборка корыта. Изготовление разделочной доски: выбор заготовки, разметка, выпиливание. Изготовление разделочной доски: отделка, художественное оформление (выжигания). Изготовление ручки для молотка: выбор материала и изготовление. вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей с возможностями Изготовление топорища: выбор материала, разметка, выполнение столярных операций. Изготовление топорища: доработка изделия, отделка, сборка топора. определение временных рамок определение шагов решения задачи видение итогового результата распределение функций между участниками группы Сверление отверстий. Виды сверл. Устройство коловорота, механической и электрической дрелей. Изготовление мышеловки. Разработка конструкций. Изготовление мышеловки: выбор заготовки, столярная обработка, разметка и сверление отверстий, сборка изделия. Изготовление скамейки: конструирование изделия, выбор заготовки, разметка, выпиливание деталей. Изготовление скамейки: строгание пласти и кромок, сборка изделия. планирование последовательност и шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные у ниверсальные учебные действия: умение задавать 13 вопросы Изготовление скамейки: отделка и художественное оформление (нанесение рисунка, выжигание, лакирование). умение получать помощь умение 12 пользоваться 12 справочной, научнопопулярной литературой, сайтами 3.Обработка древесины на токарном станке СТД – 120 Токарный станок по обработке древесины СТД – 120: назначение, устройство, виды токарных стамесок. построение логической цепи рассуждений. Токарный станок СТД – 120: правила подготовки и закрепления заготовок, подготовка к работе, ТБ при выполнении работы. Коммуникативны е универсальные учебные действия: Токарный станок СТД – 120: обработка прямолинейных цилиндрических поверхностей. умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) Изготовление скалки без ручек: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. Изготовление картофелемялки: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. способность принять другую точку зрения, отличную от своей Изготовление скалки с двумя ручками: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. способность работать в команде; Обработка фасонных поверхностей на СТД – 120. Изготовление игрушки «Чебурашка». Конструирование изделия. выслушивание собеседника и ведение диалога. Изготовление игрушки «Чебурашка»: выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей изделия на станке. Изготовление игрушки «Чебурашка»: отделка деталей, 14 сборка и художественное оформление. Изготовление туалетной полочки «Три медведя». Конструирование изделия. Выбор и подготовка заготовок. Столярная обработка древесины. Изготовление деталей изделия на СТД – 120. Изготовление туалетной полочки «Три медведя»: отделка деталей, сборка и художественное оформление. Изготовление подсвечника на СТД – 120. Конструирование, выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке. Изготовление подсвечника: разметка и сверление отверстий, сборка изделия, отделка. Лобовое точение на токарном станке СТД – 120. Изготовление солонки: выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы) на токарном станке СТД – 120. Выбор и подготовка заготовок, изготовление изделия на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы): отделка и художественное оформление. Изготовление журнального столика: конструирование, выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на станке.. Изготовление журнального столика: изготовление деталей на станке, подгонка ножек по 15 длине, отделка. Изготовление журнального столика: выпиливание и отделка столешницы. Изготовление журнального столика: сборка, отделка и художественное оформление. 4. Выжигание по дереву 8 8 Виды резьбы по дереву. Лобзик: устройство, назначение, приемы работы. Выполнение тренировочных упражнений. Изготовление разделочной доски из фанеры: выбор формы изделия, разметка, выпиливание изделия лобзиком. Изготовление разделочной доски: отделка и художественное оформление. Изготовление шкатулки: конструирование изделия, выбор и разметка заготовок, выжигание. Изготовление шкатулки: выжигание деталей, отделка деталей. Изготовление шкатулки: сборка и художественное оформление. 5.Слесарные работы 10 10 Металлы, их свойства, виды, прокат. Повторный инструктаж по ТБ. Обработка металла ручным инструментом. Слесарные ножницы, напильник, слесарная ножовка. Изготовление изделий из тонколистового металла. 16 Разметка. Изготовление совка. Виды соединений деталей машин. Заклепочное соединение. Рубка металла при помощи зубила. Изготовление петли для навески мебели. Опиливание металла при помощи напильника. Изготовление петли для навески мебели. Пиление металла при помощи слесарной ножовки. Изготовление разводки для пил. Изготовление держателя для метчиков. Конструирование изделия, выбор материалов, изготовление деталей. Термическая обработка стали. Изготовление кернера и чертилки. Резьбовые соединения. Нарезание наружной и внутренней резьбы при помощи ручного инструмента. 6.Выпиливание ручным лобзиком 15 15 Устройство, назначение, правила ТБ при выполнении работы. Их установка. Крепление заготовки. Режимы резания. Изготовление, выбор заготовки. Обработка наружных цилиндрических поверхностей. Изготовление указки. Обработка внутренних поверхностей. Изготовление фигуры из фанеры: выбор заготовки, 17 столярная Обработка материалов Изготовление футляра для хранения болтов, гаек, шурупов.. Изготовление угловых ящичных соединений. Изготовление, сборка изделия, подгонка и отделка. 7. Тонколистовой метал и проволока 6 6 Обрезка и отпиливание деревьев на территории школы. Подготовка к выставке поделок учащихся кружка «Умелые руки»: оформление стендов, доработка изделий. Уход за весенним садом: обрезка кустарников, деревьев, посадка саженцев. Ремонт верстаков и инструмента. VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса № Наименование объектов и средств п/п материально-технического обеспечения Количество 1. наборы столярного инструмента 8 2. токарный станок СТД – 120 3 3. Лобзики 10 4. Выжигатели 8 5. сверлильный станок 1 6. ручная дрель 1 7. наборы слесарного инструмента 1 18 8. набор резьбонарезного инструмента 1 9. Набор инструмента для выполнения заклепочных соединений 1 10. Используемая литература: 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996. 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999. 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2010. 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997. 6 Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000. 7. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998. 8. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 10. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990. 11. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993. 12. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993. 13. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.М.: Просвещение, 2007. 14. Индустриальные технологии 5 класс. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013. 15. Индустриальные технологии 6 класс. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: ВЕНТАНА - Граф, 2013. 16. Индустриальные технологи 7класс. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: ВЕНТАНА - Граф, 2014. 17. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: ВЕНТАНА - Граф, 2012. 19 18. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. Минск.: Элайда, 1999. 19. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980. 20. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990. 20