РП информатика

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования МАОУ СОШ с.
Быньги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

когнитивный
компонент

ценностный и
эмоциональный
компонент

У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность
для формирования:

историко-географический образ, включая представление о террито-  выраженной устойчивой
рии и границах России, её географичеучебно-познавательной мотиских особенностях, знание основных
вации и интереса к учению;
исторических событий развития госу готовности к самообразовадарственности и общества; знание иснию и самовоспитанию;
тории и географии края, его дости-  адекватной позитивной
жений и культурных традиций;
самооценки и Я-концепции;

образ
социально-политиче-  компетентности в реализаского устройства — представление о
ции основ гражданской иденгосударственной организации России,
тичности в поступках и деязнание государственной символики
тельности;
(герб, флаг, гимн), знание государ морального сознания на
ственных праздников;
конвенциональном уровне,

знание положений Конституспособности к решению моции РФ, основных прав и обязанноральных дилемм на основе
стей гражданина, ориентация в правоучёта позиций участников дивом пространстве государственно-облеммы,
щественных отношений;
 ориентации на их мотивы и

знание о своей этнической
чувства; устойчивое следовапринадлежности, освоение национальние в поведении моральным
ных ценностей, традиций, культуры,
нормам и этическим требовазнание о народах и этнических групниям;
пах России;
 эмпатии как осознанного

освоение общекультурного напонимания и сопереживания
следия России и общемирового
чувствам других, выражаюкультурного наследия;
щейся в поступках, направлен
ориентация в системе моральных на помощь и обеспечение
ных норм и ценностей и их иерархизаблагополучия.
ция, понимание конвенционального
характера морали;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и
взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях; знание основных
принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

гражданский патриотизм, любовь
к Родине, чувство гордости за свою
страну;

уважение к истории, культурным
и историческим памятникам;

деятельностный
(поведенческий)
компонент


эмоционально
положительное
принятие своей этнической идентичнос-ти;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;

уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность
противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным
нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в
детских и молодёжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе,
дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы
с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономиче-

ских условий;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного
образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Регулятивные
УУД

Выпускник научится:
Выпускник получит
возможность
научиться:

целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей,
 самостоятельно ставить новые
преобразование практической задачи
учебные цели и задачи;

в познавательную;

самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе
учёта
выделенных
учителем
ориентиров действия в новом
учебном материале;

планировать
пути
достиженияматематика целей;

устанавливать
целевые
приоритеты;

уметь
самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;

принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;

осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;

адекватно
самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;

основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса

Коммуник
ативные
УУД

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;

формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем

 построению жизненных
планов во временной
перспективе;
 при планировании достижения
целей самостоятельно и
адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
 выделять альтернативные
способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный
способ;
 основам саморегуляции в
учебной и познавательной
деятельности в форме
осознанного управления своим
поведением и деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять познавательную
рефлексию в отношении
действий по решению учебных и
познавательных задач;
 адекватно оценивать
объективную трудность как меру
фактического или
предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои
возможности достижения цели
определённой сложности в
различных сферах
самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции
эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения
целей
Выпускник получит
возможность научиться:
 учитывать и координировать
отличные от собственной
позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
 понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
 продуктивно разрешать

принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для
оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;

осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить
монологическое
контекстное
высказывание;

организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;

осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;

работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться
в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;

основам
коммуникативной
рефлексии;

использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;

отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.

конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки
альтернативных способов
разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения
интересов;
 брать на себя инициативу в
организации совместного
действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и
содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять
коммуникативную рефлексию как
осознание оснований
собственных действий и
действий партнёра;
 в процессе коммуникации
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
 вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию,
владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами
родного языка;
 следовать морально-этическим
и психологическим принципам
общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения
к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного
межличностного восприятия,
готовности адекватно
реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку
партнёрам в процессе
достижения общей цели

Познавательные
УУД

Выпускник научится:

основам реализации проектноисследовательской деятельности;

проводить
наблюдение
и
эксперимент
под
руководством
учителя;

осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек
и Интернета;

создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;

давать определение понятиям;

устанавливать
причинноследственные связи;

осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;

обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;

осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания
и
критерии
для
указанных
логических операций;

строить классификацию на
основе дихотомического деления (на
основе отрицания);

совместной деятельности;
 устраивать эффективные
групповые обсуждения и
обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для
принятия эффективных
совместных решений;
 в совместной деятельности
чётко формулировать цели
группы и позволять её
участникам проявлять
собственную энергию для
достижения этих целей.
Выпускник получит
возможность научиться:
 основам рефлексивного
чтения;
 ставить проблему,
аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить
исследование на основе
применения методов наблюдения
и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий,
процессов, объектов;
 организовывать исследование
с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.


строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;

объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;

основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;

структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых
событий;

работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном
сближении слов

Изучение предметной области "Математика и информатика"
обеспечивает:

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни
человека; формирование представлений о социальных, культурных и
исторических факторах становления математической науки;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и
изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и
информатика" обучающиеся:

развивают логическое и математическое мышление;

получают представление о математических моделях;

овладевают математическими рассуждениями; учатся применять
математические знания при решении различных задач и оценивать
полученные результаты;

овладевают умениями решения учебных задач;

развивают математическую интуицию; получают представление об
основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и
информатика" отражают:

1) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
3)
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права;
6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
 владение правилами записи математических формул и специальных
знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
 владение
тактильно-осязательным
способом
обследования
и
восприятия
рельефных
изображений
предметов,
контурных
изображений геометрических фигур и т.п.;
 умение читать рельефные графики элементарных функций на
координатной плоскости, применять специальные приспособления для
рельефного черчения;
 владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации на экране ПК, умение использовать персональные
тифлотехнические
средства
информационно-коммуникационного
доступа слепыми обучающимися;
7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
 владение специальными компьютерными средствами представления и
анализа данных и умение использовать персональные средства доступа
с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
умение
использовать
персональные
средства
доступа

Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодиро-вание», а также понимать разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт»
и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой
информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью
объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической
(формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным)
описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее
употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система
команд»; понимать различие между непосредственным и программным
управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей,
описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов
(фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке
программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя
конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в
процессе учёбы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать
работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы,
текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы,
словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с
различными программными системами и сервисами указанных типов;
умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием
соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и
другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического
моделирова-ния и компьютеров в современных научно-технических
исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и
т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:

• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернетсервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации
(оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в
разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные
стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Содержание учебного предмета
Информация и способы её представления
Слово «информация» в обыденной речи. Информация как объект (данные) и как
процесс (информирование). Термин «информация» (данные) в курсе информатики.
Описание информации при помощи текстов. Язык. Письмо. Знак. Алфавит. Символ
(«буква»). Расширенный алфавит русского языка (знаки препинания, цифры, пробел).
Количество слов данной длины в данном алфавите. Понятие «много информации»
невозможно однозначно описать коротким текстом.
Разнообразие языков и алфавитов. Неполнота текстового описания мира. Литературные и
научные тексты. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком.1

Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление текстов в компьютерах.
Все данные в компьютере — тексты в двоичном алфавите. Двоичный алфавит. Азбука
Морзе. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32). Количество
символов, представимых в таких кодах. Понятие о возможности записи любого текстового
сообщения в двоичном виде.
Примеры кодов. Код КОИ-8. Представление о стандарте Юникод. Значение стандартов для
ИКТ.

Знакомство с двоичной записью целых чисел. Запись натуральных чисел в
пределах 256.
Нетекстовые (аудиовизуальные) данные (картины, устная речь, музыка, кино). Возможность
дискретного (символьного) представления аудиовизуальных данных.
Понятие о необходимости количественного описания информации. Размер (длина) текста как
мера количества информации. Недостатки такого подхода с точки зрения формализации обыденного
представления о количестве информации: не рассматривается вопрос «новизны» информации; не
учитывается возможность описания одного явления различными текстами и зависимость от выбора
алфавита и способа кодирования.

Бит и байт — единицы размера двоичных текстов, производные единицы.
Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ, их истории и
перспективах развития.
Виды памяти современных компьютеров. Оперативная и внешняя память.
Представление о характерных объёмах оперативной памяти современных компьютеров и
внешних запоминающих устройств. Представление о темпах роста этих характеристик по
мере развития ИКТ. Сетевое хранение данных.
Понятие файла. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов —
текстовых (страница печатного текста, «Война и Мир», БСЭ), видео, файлы данных
космических наблюдений, файлы данных при математическом моделировании и др.

Основы алгоритмической культуры
Понятие исполнителя. Обстановка (среда обитания) исполнителя. Возможные
состояния исполнителя. Допустимые действия исполнителя, система команд, конечность
набора команд. Необходимость формального описания возможных состояний алгоритма и
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования

обстановки, в которой он находится, а также действий исполнителя. Примеры
исполнителей. Построение моделей реальных объектов и процессов в виде исполнителей.
Понятие алгоритма как описания поведения исполнителя при заданных начальных
данных (начальной обстановке).
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа
— запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредствен-ное и программное
управление исполнителем. Неветвящиеся (линейные) программы.
Утверждения (условия). Истинность утверждений. Логические значения,
логические операции и логические выражения. Проверка истинности утверждений
исполнителем.
Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление
(условный оператор) и повторение (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).
Понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие величины (переменной). Типы величин: целые, вещественные,
символьные, строковые (литеральные), логические. Знакомство с таблич-ными
величинами (массивами).
Знакомство с графами, деревьями, списками, символьными строками.
Понятие о методах разработки программ (пошаговое выполнение, отладка,
тестирование).

Использование программных систем и сервисов
Устройство компьютера. Основные компоненты современного компьюте-ра.
Процессор, оперативная память, внешние запоминающие устройства, средства
коммуникации, монитор. Гигиенические, эргономические и технические условия
эксплуатации средств И КТ.
Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Файл. Каталог (директория). Файловая система. Основные операции при работе с
файлами: создать файл, удалить файл, скопировать файл. Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование,
сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Архивирование и разархивирование.
Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание структурированного текста.
Проверка правописания, словари. Ссылки. Выделение изменений. Включение в текст
графических и иных информационных объектов. Деловая переписка, учебная публикация,
коллективная работа.
Динамические (электронные) таблицы. Использование формул. Составление
таблиц. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)
данных.
Гипертекст. Браузеры. Компьютерные энциклопедии и компьютерные словари.
Средства поиска информации.

Работа в информационном пространстве
Получение, передача, сохранение, преобразование и использование информации.
Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Роль информации и
ИКТ в жизни человека и общества. Основные этапы развития информационной среды.

Получение информации. Представление о задаче поиска информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение
информационно-поисковых задач. Поисковые машины.
Постановка вопроса о достоверности полученной информации, о её
подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке
достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.).
Передача информации. Источник и приёмник информации. Основные понятия,
связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по
каналу связи, пропускная способность канала связи).
Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка,
чат, форум, телеконференция, сайт.
Понятие модели объекта, процесса или явления. Математическая (компьютерная)
модель. Её отличия от словесного (литературного) описания объекта или процесса.
Примерная схема использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач: построение математической модели, её программная
реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов.
Личная информация. Основные средства защиты личной информации,
предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного
пространства.
Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические
исследования, управление и проектирование, анализ данных, образование (дистанционное
обучение, образовательные источники).
Тенденции развития ИКТ (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные
устройства).
Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Право в информационной сфере. Базовые
представления о правовых аспектах использования компьютерных программ и работы в
сети Интернет.

Тематическое планирование 7 КЛАСС
№
Разделы, тема
урока

Элементы содержания

12

Информация
информационные
процессы

1

Цели и задачи курса
информатики. Техника
безопасности
и
организация рабочего
места

2

Информация
свойства

3

Информационные
процессы

4

Обработка
мации

5

Всемирная паутина как
информационное
хранилище

6

Поиск и хранение
информации

7

Представление
формации

8

Измерение
информации. Единицы измерения информации

9

Файлы и
структуры

10

Пользовательский
интерфейс

и

и

ее

инфор-

ин-

файловые

11,12 Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
темы «Информация и
информационные
процессы»

Гигиенические, эргономические и технические условия
эксплуатации средств И КТ.
Слово «информация» в обыденной речи. Информация как
объект (данные) и как процесс (информирование). Термин
«информация» (данные) в курсе информатики.
Описание информации при помощи текстов. Язык. Письмо.
Знак. Алфавит. Символ («буква»). Расширенный алфавит
русского языка (знаки препинания, цифры, пробел).
Количество слов данной длины в данном алфавите. Понятие
«много информации» невозможно однозначно описать
коротким текстом.
Двоичный алфавит. Азбука Морзе. Двоичные коды с
фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32).
Количество символов, представимых в таких кодах.
Понятие о возможности записи любого текстового
сообщения в двоичном виде.
Бит и байт — единицы размера двоичных текстов,
производные единицы.
Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ,
их истории и перспективах развития.
Понятие файла. Типы файлов. Характерные размеры
файлов различных типов — текстовых (страница печатного
текста, «Война и Мир», БСЭ), видео, файлы данных
космических
наблюдений,
файлы
данных
при
математическом моделировании и др.
Получение, передача, сохранение, преобразование и
использование информации. Необходимость применения
компьютеров для обработки информации.
Получение информации. Представление о задаче поиска
информации в файловой системе. Запросы по одному и
нескольким признакам.
Постановка вопроса о достоверности полученной
информации, о её подкреплённости доказательствами.
Знакомство с возможными подходами к оценке
достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.).
Передача
информации.
Источник
и
приёмник
информации. Основные понятия, связанные с передачей
информации (канал связи, скорость передачи информации
по каналу связи, пропускная способность канала связи).

Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Основные операции при работе с файлами: создать файл,
удалить
файл,
скопировать
файл.
Оперирование
компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение,
удаление объектов, организация их семейств.
Гипертекст. Браузеры. Компьютерные энциклопедии и
компьютерные словари. Средства поиска информации.
8
1

2

3
4
5

Обработка текстов. Текстовый редактор. Создание
Обработка текстовой
информации
структурированного текста. Проверка правописания,
Текстовые документы словари. Ссылки. Выделение изменений. Включение в текст
и
технологии
их графических и иных информационных объектов. Учебная
создания
публикация.
Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление
Создание
текстовых
документов
на текстов в компьютерах. Все данные в компьютере — тексты
компьютере
в двоичном алфавите.
Понятие о необходимости количественного описания информации.
Форматирование
Размер (длина) текста как мера количества информации. Недостатки
подхода с точки зрения формализации обыденного
представления о количестве информации: не рассматривается вопрос
Визуализация
ин- «новизны» информации; не учитывается возможность описания одного
формации в текстовых явления различными текстами и зависимость от выбора алфавита и
способа кодирования.
документах

Стилевое
рование

формати- такого

6

Распознавание текста и
системы комьютерного
перевода

7,8

Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
темы
«Обработка
текстовой
информации»

6

Устройство
компьютера.
Основные
компоненты
Компьютер
как
универсальное
современного компьютера. Процессор, оперативная память,
средство для работы с внешние
запоминающие
устройства,
средства
информацией
коммуникации, монитор. Виды памяти современных
Основные компоненты компьютеров.
Оперативная
и
внешняя
память.
компьютера
Представление о характерных объёмах оперативной памяти
Оформление реферата современных компьютеров и внешних запоминающих
«История
развития устройств. Представление о темпах роста этих
компьютерной
характеристик по мере развития ИКТ. Сетевое хранение
техники»
данных.
Программное
обесПонятие о носителях информации, используемых в ИКТ,
печение компьютера
их истории и перспективах развития.
Оформление реферата
Примеры применения ИКТ: связь, информационные
«История
развития услуги. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Право в
компьютерной

1
2

3
4

техники»

информационной сфере. Базовые представления о правовых
си- аспектах использования компьютерных программ

5

Обобщение
и
стематизация
основных
понятий
темы «Компьютер как
универсальное
средство для работы с
информацией»

6

Оформление реферата
«История
развития
компьютерной
техники»

4

Обработка
фической
мации

1

Формирование изображения на экране монитора.
граинфор- Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов.
Компьютерноя графика Форматы графических редакторов.

2

Создание графических
изображений

3

Формирование
изображения на экране
монитора

4

Создание графических
изображений

2

Мультимедия

1
2
2

Понятие технологии мультимедия и области ее
Компьютерные
пре- применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Звуки и
зентации
видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность
Создание
мульти- дискретного представления мультимедийных данных.
медийной презентации
Итоговое
ние/резерв

повторе-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».