Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Быньги Утверждаю: МАОУ СОШ с. Быньги _____________Г.Д. Назарова «____» _________ 2023 г. Программа дополнительного образования «Легкая атлетика» направление: физкультурно-спортивное, возраст обучающихся: 7-11 лет; Срок реализации 1 год) Разработчик программы: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ с.Быньги Илья Владимирович Шушаков 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры «Комплексной программе физического воспитания» (А.В. Кизыма, 2004; В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008; Я.Т. Гаврих, 2009), предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у юных спортсменов совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Актуальность создания данной программы и её реализации обусловлена проблемой подготовки школьников в условиях спортизации, в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества влияющих на морфофункциональное развитие молодого поколения, отсюда не правильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, в последствии не редко приводящие к различным заболеваниям, что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта. Специальная подготовка легкоатлетов оказывает существенное влияние на морфофункциональные параметры организма школьника (М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецов 1995), особенно значимые в условиях интенсивно растущего организма. Незрелость основных функциональных регуляторных систем, нестабильность метаболических процессов, гетерохронное развитие органов и тканей (Р.И. Айзман, Л.А. Гиренко, В.Б. Рубанович 2002; В.А.Антонова 2006), обуславливают необходимость выявления оптимальных критериев, для физиологической регламентации нагрузок на детский организм в условиях спортивной деятельности (И.А. Аршавский. 1982; Р.М. Баевский, А.П. Берсеньева 2001). Цель программы: Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических прыжков и других видов легкой атлетике. Учитывая эти особенности, программа по легкой атлетике для юных спортсменов группы начальной подготовки-1-го обучения ориентируется на решение следующих задач. Задачи программы: - пропаганда и популяризация легкой атлетики среди учащихся школы; - пропаганда здорового образа жизни среди учащихся; - укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию; - совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и перелезании; - обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм; - развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; - формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к подготовке учащихся школы, а также совершенствование отдельных прыжковых видов легкой атлетике, предлагаемая учебная программа характеризуется: - направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями юных спортсменов, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн); - направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; - направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебно-тренировочного материала на целостное формирование мировоззрения юных спортсменов в области легкой атлетике и физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; -направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования спортсменами освоенных знаний, способов и физических упражнений в тренировочном процессе в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Краткая характеристика программы: Программа составлена для групп начальной подготовки. Предусматриваются следующие направления обучения: ─ Беговая подготовка на все виды легкоатлетических дистанций (спринт, средние дистанции, длинные дистанции, бег с препятствиями). ─ Общефизическая подготовка с элементами других видов спорта. ─ Обучение техники прыжковых видов легкой атлетике. ─ Умение правильно выполнять гимнастические упражнения различного характера, специально беговые упражнения на развитие определенных качеств. ─ Самостоятельно выполнять задания. ─ Выступление в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Рабочая программа секции «Легкая атлетика» рассчитана на 136 часов, занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия осенью и весной проводятся на улице, зимой в спортивной зале. Специфика программы заключается в том, что она комплексная, направлена на развитие всех физических качеств, осенью и весной подготовка в основном направлена на беговую программу, а зимой на спортивные игры, гимнастику с элементами акробатики и прыжки. Также соблюдаются принципы спортивной тренировки – систематичность и цикличность занятий, преемственность нагрузок, чередование разных видов подготовки, индивидуализация нагрузок и т.д. Тренировочный процесс строится на кумулятивном эффекте при различных видах физической нагрузки и подготовки. Бег на выносливость целесообразно сочетается с упражнениями в гимнастике, а упражнения в спринте сочетаются с прыжковыми. Используются подвижные и спортивные игры, как эффективное средство физической подготовки проходящей на эмоциональном фоне, что повышает эффективность тренировочного эффекта и эмоциональность занятий, что является привлекательным на начальном этапе подготовки. В начале года проводится мониторинг начальной физической подготовленности (бег, прыжки, метание и т.д.), затем по окончанию тренировочного года проводится повторные и испытания и отслеживается динамика изменения результатов, что позволит говорить об эффективности программы. Также постоянно проводятся контрольные испытания – это занятия в соревновательной форме на различные виды и дистанции для того, чтобы дети видели, что их результаты улучшаются, тем более дети любят соревноваться между собой – мерится силами. Используемая литература 1.Н.Г. Озолин, Молодому коллеге, М., ФиС., 1988. 2. Об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»: Приказ министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 114 // Консультант Плюс. Версия Проф. 3.В.М. Зациорский, Физические качества спортсмена, М., ФиС., 1990. 4.А.И. Пьянзин, Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов–М.: ТиПФК, 2004. 5. В.И. Лях, Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя. – М.: ООО Фирма, 1998. 6. В.И. Лях, Двигательные способности школьников — М., 2003. 7. А.П. Назаров, Тройной прыжок – М.: ФКиС, 2007. – 160 с. 8.Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классов - М.: Просвещение, 2005. 9.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС., 2001. 10. Кашафутдинов, М.С. Легкая атлетика: учебное пособие [Текст] /М.С. Кашафутдинов// – М, 2003.- 3 - 6c. Рекомендуемая литература 1.И.А. Тер-Ованесян., Летящий над землей. М., «Физкультура и спорт» 1984. 2.В.Санеев., Быстрее, выше, сильнее. М., «Физкультура и спорт» 1986. 3.В. Санеев., Твой первый прыжок. М., ФиС.,1990. 4.Н.Г. Озолин, Легкая атлетика. М., ФиС.,1979. 5.Н.Г. Озолин, Путь к успеху. М., ФиС.,1985. 6.Н.Г. Озолин, Спринтерский бег. М., ФиС.,1986. 7.В.Б. Попов, Прыжок в длину. М., Тера-Спорт,2001. 8.А.И. Шилкин, Легкая атлетика. М., Издательский центр «Академия»,2003. 9.В.А. Креер, Легкоатлетические прыжки, М., ФиС., 1986. 10.Ю.Н. Вавилов, Проверь себя, М., ТиПФК.,1997. Годовое планирование учебно-тренировочного материала по легкой атлетике при двухразовых занятиях в неделю 1. Программный материал 2. 3. 4. 5. Теоретические сведения Соревновательные действия Легкая атлетика Элементы гимнастики с элементами акробатики Подвижные и спортивные игры итого 6. 7. Количество часов Нп-1 5 11 70 20 30 136 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наименование разделов и тем История легкой атлетики. Техника безопасности. Кросс. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. Кросс. ОРУ. Специально беговые упражнения, подвижные игры. Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Скоростная подготовка. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. Кросс. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шагов. Элементы спортивных игр. Скоростная подготовка. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, с 13-х беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Фартлек. Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения, подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт. игр. Специально беговые упражнения. Скоростная подготовка. Толчок одной ногой с места, с 3х,6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр. Кросс. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ. Специально беговые упражнения, подвижные игры. Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. Специально беговые упражнения. Скоростная подготовка. Толчок одной ногой с места, с 13-х беговых шагов. Элементы спортивных игр. Кросс. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Кросс с постепенным наращиванием скорости. Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных Дата Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения, подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Обучение прыжок в длину с места. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Скоростная подготовка. Закрепление и совершенствование прыжка в длину с места. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. Фартлек. Гимнастические упражнения, подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения, контрольные испытания. Гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами баскетбола. Кросс. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Обучение прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Упражнения на развитие скоростных способностей. Закрепление и совершенствование прыжка в длину с разбега. Контрольные испытания. Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики, с элементами прыжка в высоту. Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Упражнения на развитие скоростных способностей. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Упражнение на развитие скоростных способностей. Совершенствование прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. Упражнения на развитие скоростных способностей. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Контрольные испытания. Толчок одной ногой с разбега 6-и, 8-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр баскетбол, подвижные игры. Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики, с элементами прыжка в высоту. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр (волейбол). Упражнения на развитие скоростных способностей. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр волейбол. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Скоростная подготовка. Контрольные испытания. Гимнастические упражнения, подвижные игры. Теоретические сведения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Толчок одной ногой с места, с 6-и, 10-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 март 2 2 2 2 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения. Скоростная подготовка. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжка в высоту с разбега «перешагивание». Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в высоту с разбега «перешагивание». Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. Кросс. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. Толчок одной ногой с разбега 6-и, 8-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр баскетбол, подвижные игры. Гимнастические упражнения. Скоростная подготовка. Гимнастические упражнения с элементами прыжка в высоту, подвижные игры. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр (волейбол). Фартлек. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт игр волейбол. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Скоростная подготовка. Совершенствование прыжок в длину с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. Кросс. Теоретические сведения. Гимнастические упражнения, подвижные игры. Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. Контрольные испытания (спринт). Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов, на подвешенный предмет. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 63 64 65 66 67 68 Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. Контрольные испытания (средние дистанции). Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в высоту с разбега. Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в высоту с разбега. Контрольные испытания (длинные дистанции). Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания (прыжки, метания). 2 2 2 2 итого 136 Критерии оценки деятельности секции - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий; - динамика индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств занимающихся; уровень освоения основ техники легкой атлетики, навыков гигиены и самоконтроля; освоение объемов учебно-тренировочных нагрузок предусмотренных учебно тематическим планом данной программы. По окончании периода обучения учащиеся будут: Иметь представление: а) о содержании, принципах и методах системы легкой атлетики, ее роли и месте в общей системе физической культуры, о правилах соревнований. б) о влиянии нагрузок на организм человека. Знать: а) средства и методы, применяемые в легкой атлетике б) основные методики обучения, тренировки в) принципы подбора нагрузки и планирование тренировочного процесса Уметь: а) владеть техникой двигательных действий и развитием физических качеств при занятиях легкой атлетики б) оказывать помощь, страховку при выполнении упражнений в) судить и организовать соревнование по легкой атлетике Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения - Значение общеразвивающих и специальных упражнений. - Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий. - Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов легкой атлетики. - Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств: - Для развития силы-упражнения с предметами и без предметов, снарядах и со снарядами в парах. - Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр. - Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной интенсивности. - Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими требованиями к координации и амплитуде движений. - Специальные упражнения, включающие элементы основных видов легкой атлетики, их варианты, а так же движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых усилий. - Специальные упражнения бегуна, специальные упражнения прыгуна. Бег на средние дистанции и по пересеченной местности Скорость бега зависит от длины и частоты шагов. Фазы отталкивания, полета и опоры. Положение туловища. Работы рук. Обучить: высокому старту и стартовому разгону. Бегу по повороту. Финишированию. Особенности бега по пересеченной местности. Методика преподавания. Последовательность решения задач и основные средства. Дыхание при беге на средние дистанции и по пересеченной местности. Одежда и обувь. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности. Бег на короткие дистанции Обучить низкому старту и дать общую характеристику бегу на короткие дистанции. Стартовый разгон и его особенности. Бег по дистанции и динамика скорости. Положение туловища, работа рук, основные фазы бегового шага, финиширование. Особенности техники бега по повороту. Методика обучения. Последовательность обучения. Основные средства. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности. Прыжок в высоту, в длину с разбега Подбор длины разбега. Особенности последних шагов разбега. Фаза отталкивания. Движения в фазе полета и приземление. Методика преподавания. Последовательность решения задач при обучении. Обувь для прыжков в высоту. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности. Рекомендации 1.Выполнение утренней гимнастики. 2.Ведение самостоятельно дневника самоконтроля. 3.Закаливание. 4.Прочитывать или просматривать дополнительно видео фильмы, литературу по легкой атлетике. 5.Дополнительно выполнять в домашних условиях упражнения на гибкость. Контрольные испытания Дисциплина № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 17. 18. 19. 20. ФИО 60 м (с) 200 м (с) 400 м (с) 1 км (с) 2 км (с) Челночный бег 3*10 м (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок в дину с разбега (см) Прыжок в высоту с разбега (см) Бросок набивного мяча (м) Метание мяча (м) Отжима ния (раз) Наклон вперёд (см)