Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Быньги
Утверждаю:
И.о. директора МАОУ СОШ с. Быньги
_____________Г.Д. Назарова
«____» _________ 2023 г.
Программа дополнительного образования
«Волейбол»
направление: физкультурно-спортивное,
возраст обучающихся: 11-15 лет;
Срок реализации 1 год
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ с.Быньги
Ступин Виктор Петрович
2023
1. Пояснительная записка.
Направление программы: физкультурно-спортивное.
Дополнительное образование детей призвано способствовать формированию здорового
образа жизни, развитию физических качеств, интеллектуальных и нравственных
способностей обучающихся, их самосовершенствованию, познанию и творчеству,
достижению уровня спортивных успехов. Волейбол помогает улучшить физические,
физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного
планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное призвание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и
скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме
занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах
мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся
более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с
мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений
и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов.
Новизной и актуальностью данной программы является одна из основных задач в
подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
обучающихся, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности
в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная
подготовка обучающихся, которая предусматривает:
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической
подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения
навыками игры в процессе подготовки;
Подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким
уровнем командной игры и морально – волевыми качествами обучающихся;
Подготовку и выполнение нормативных требований.
Цель программы:
Формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культуры и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,
пропаганда ЗОЖ;
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
Теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
Обучение учащихся жизненно – важным двигательным навыкам и умениям;
Формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение волевых
качеств, необходимых для стабильности и успешности выступления на
районных соревнованиях.
2
Задачи программы:
Развивающие задачи:
Укрепление здоровья;
Создание
надежной
базы
физического
совершенствования
и
подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных
областях труда и спорта и т.д.;
Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной системы;
Совершенствование физического развития;
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств;
Образовательные задачи:
Обучение правилам игры в волейбол;
Обучение основам техники и тактики игры в волейбол;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в
области физической культуры для самостоятельного использования их в
повседневной жизни.
Воспитательные задачи:
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
Формирование моральных и волевых качеств;
Формирование потребности и умения заниматься физическими
упражнениями, сознательное применение их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности.
Организация работы:
Возраст обучающихся – 11-15 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Программа предусматривает занятия 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе данного курса, а именно:
Должны овладеть способами организации и проведения разнообразных форм
занятий по волейболу, их планирование и содержательное наполнение.
Должны владеть широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из волейбола и оздоровительной физической культуры, активно их
использовать в самостоятельно организуемой спортивно – оздоровительной и
физкультурно – оздоровительной деятельности;
Должны овладеть способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности, использовать
эти показатели в организации и проведение самостоятельных форм занятий
физической культуры.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности, и отражают:
2
Способность научиться самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивные и интересы своей познавательной
деятельности;
Способность научиться самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
Способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Способность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Способность к самоконтролю, самооценке, принятию решений и
осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Способность организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
Способность работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты
К концу 1-го года обучения:
Формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
Иметь представление об истории развития волейбола, о правилах личной
гигиены, профилактике травматизма;
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе;
Уметь быстро анализировать игровую ситуацию и принимать решения к
развитию игры с наилучшей эффективностью;
Уметь координировать внутрикомандные взаимодействия как в атаке, так и в
обороне;
Уметь корректировать двигательные действия в зависимости от изменяющихся
условий игры;
Уметь планировать тактическое развитие игры.
3. Содержание программы
Техника нападения
1.
Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над
собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на
месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи
в стену с изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
3.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя
на площадке и в прыжке, после перемещения.
2
4.
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на
шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м;
из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное
движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу
на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через
сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар
через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким
стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с
перекатами на спину и в сторону на бедро.
2.
Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 12 м); после броска партнером через сетку (расстояние Ф-6 м); прием нижней прямой подачи.
3.
Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного
партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой,
один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием
подачи и первая передача в зoну нападения.
4.
Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке;
ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Техника нападения
1.
Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки;
сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
2.
Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты
и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений;
чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4,4-2,6-4,6-2
(расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения;
отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
3.
Подачи: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая
подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину
площадки, соревнования - на количество, на точность; верхняя боковая подача.
Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных по
высоте
и
расстоянию
передач
у
сетки
и
из
глубины
площадки;
прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для
правшей).
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и
перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений,
перемещений и падений с техническими приемами защиты.
4.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи
(расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи,
2
от передачи через сетку в прыжке; нападающего удара в парах, через сетку на точность;
сверху двумя руками с последующим падением, снизу одной рукой с выпадом в сторону с
после
дующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево); прием отскочившего
от сетки мяча.
3.
Блокирование: одиночное в зонах 3,2,4, стоя на подставке, нападающий удар
по мячу, подброшенному партнером и с передачи; блокирование в прыжке с площадки;
блокирование нападающего удара с различных передач по высоте; блокирование удара с
переводом вправо; блокирование поочередно ударов прямых и с переводом.
Техника нападения
1.
Перемещения: чередование способов перемещения на максимальной скорости;
сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность («маяки» и т.п.) с
собственного подбрасывания (варьируя высоту), посланного передачей: а) первая передача
постоянная (2-3 м), вторая - постепенно увеличивая расстояние (3-10 м); б) первая постепенно увеличивая расстояние, вторая - постоянная; в) первая и вторая - увеличивая
расстояние
мяча,
посылаемого ударом одной руки; из глубины площадки для нападающего удара в зонах 24,4-2,6-4 на расстояние 6 м; в зонах 5-2,1 -4 на расстояние 7- 8 м; стоя спиной в направлении
передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4,
расстояние 3-4 м), в тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и
затем с передачи; с последующим падением и перекатом на спину.
3.
Передача сверху двумя руками в прыжке (вверх назад): с собственного
подбрасывания - с места и после перемещения; с набрасывания партнера - с места и после
перемещения; на точность в пределах границ площадки.
4.
Чередование способов передачи мяча: сверху, сверху с падением, в прыжке;
отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте.
5.
Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой; через
сетку в три продольные зоны: 6-3,1 -2, 5-4, ближе к боковым и лицевой линиям;
соревнование на точность попадания в зоны; верхняя боковая подача с соблюдением правил;
подачи (подряд 5 попыток); подачи в правую и левую половины площадки; соревнование на
большее
количество выполненных подач правильно; чередование нижней и верхней прямой подач на
точность.
6.
Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из
зон 4,3,2; с различных передач - коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте;
средних по расстоянию - средних и высоких по высоте; длинных по расстоянию, средних по
высоте; из зон 4 и 2 с передачи из зоны 6; при противодействии блокирующих, стоящих на
подставке; из зон 4 и 2 с передачи назад за голову; удар с переводом вправо с поворотом
туловища вправо; удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной в направлении передачи;
удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4 «мимо блока» (имитирует блок игрок,
стоя
на
подставке);
имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация нападающего
2
удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3;
удар с переводом влево с поворотом туловища влево по мячу на амортизаторах, по мячу в
держателе, наброшенному партнером; удар из зон 3,4 с высоких и средних передач, прямой
нападающий удар слабейшей рукой из зон 2,3,4 по мячу, наброшенному партнером, из зон 2,
3 с передачи из соседней зоны (3-2,4-3); нападающие удары с удаленных от сетки передач.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений
и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещения на максимальной скорости и
чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара
одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней
подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону
нападения; нападающего удара; верхней боковой подачи; от передачи через сетку в прыжке;
снизу одной рукой правой, левой в парах, у сетки, от сетки, сверху двумя руками с падением
в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через сетку, передача в прыжке
через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием снизу двумя руками с падением и
перекатом в сторону на бедро в парах; прием снизу подачи, нападающего удара; прием
одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой) в парах (по
заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападавшего удара; чередование способов приема
мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча.
Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2, 3), из
двух зон в известном направлении, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов из
одной зоны в двух направлениях, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов с
переводом вправо (в зонах 3,4,2), стоя на подставке, в прыжке с площадки удары с передачи;
групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу (из зон 4,2, 3), стоя на подставке, и в
прыжке с площадки
Техника нападения
1.
Перемещения: сочетание способов перемещений, исходных положений, стоек,
падений и прыжков в ответ на сигналы; сочетание стоек, способов перемещений с
техническими приемами.
Передачи мяча: у сетки сверху двумя руками, различные по расстоянию: короткие,
средние, длинные; различные по высоте: низкие, средние, высокие, сочетание передач из
глубины площадки, стоя лицом и спиной к нападающему; нападающий удар с передачи в
прыжке; имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация
замахов и передача в прыжке через сетку в зону нападения; нападающий удар с переводом
влево с поворотом туловища влево из зон 3 и 4 с высоких и средних передач; прямой
нападающий удар слабейшей рукой из зон 2, 3,4 с различных передач; боковой нападающий
удар сильнейшей рукой из зон 4,3; нападающий удар с переводом вправо без поворота
туловища из зон 2,3,4.
Техника защиты
1.
Перемещения: сочетание способов перемещений и падений с техническими
приемами игры в защите; способов перемещений с прыжками, перемещений с
блокированием.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками от подач и нападающих ударов средней
силы на точность; снизу двумя руками верхних подач на задней линии и первая передача на
2
точность; прием мяча снизу одной рукой (правой, левой) попеременно у сетки и от сетки
после перемещения.
ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у
сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя,
в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом;
подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на
«свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при
первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и
передней линии при первой передаче; игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме
подачи.
3.
Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней
линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа
приема мяча от соперника - сверху или снизу.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи:
игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с
игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи
(обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе
игры «углом вперед».
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи (у
сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки -лицом); подачи
(способа, направления); нападающего удара (способа и направления; подача на игрока, слабо
владеющего приемом подачи, вышедшего на замену; выбор способа отбивания мяча через
сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача
их зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему; вторая передача
нападающему, сильнейшему на линии; имитация нападающего удара и «обман»; имитация
второй передачи и «обман» через сетку.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй
передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков
зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).
3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии
(прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача нападающему, к которому
передающий обращен лицом (спиной).
Тактика защиты
2
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и
боковой; при блокировании; при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий
удар; блокирующих, нападающих; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних снизу, сверху двумя руками с падением); способа приема мяча от обманных приемов (в
опорном
положении
и
с
падением);
способа
перемещения
и
способа
приема от нападающих ударов; блокирование определенного направления.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при
приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов; взаимодействие игроков передней
линии, не участвующих в блокировании с блокирующими; игроков зоны 6 с блокирующим
игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и 2; игроков зон 4 и 2 (соответственно) при
приеме нападающих ударов и обманов.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую
передачу выполняет а) игрок зоны 3, б) игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад, в) игрок
зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2, в положениях «б» и «в» игроки 4
и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара; система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных
в данном году обучения.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у
сетки и из глубины площадки для нападающего удара, для выполнения подачи и
нападающего удара (при чередовании способов); чередование способов подач; подачи
верхние на игроков, слабо владеющих навыками приема мяча; вышедших после замены;
выбор способа отбивания мяча через сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя
руками, кулаком, снизу; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом
и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке;
имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через сетку;
чередование способов нападающего удара - прямой, перевод сильнейшей, прямой
слабейшей рукой.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй
передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях
различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в
условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков передней и задней линий при
первой
передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки
от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 при приеме верхних
подач для второй передачи, в доигровках - для нападающего удара или передачи в прыжке.
3.
Командные действия: система игры через игрока передней линии, прием
подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом
и спиной (чередование) к нападающему; прием верхней боковой подачи и первая передача в
зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной; первая передача для
нападающего удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара.
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными
способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование);
при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа
приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от
2
нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема
мяча в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор
направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления).
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон 1,6,5
между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов, обманных действий;
взаимодействие
игроков
передней
линии:
а) двух игроков, не участвующих в блокировании, с блокирующим, б) двух игроков при
блокировании (выход в зону, где будет произведен удар), в) не участвующего в
блокировании с блокирующими; взаимодействие игроков задней и передней линий: а) игрока
зоны 6 с блокирующим (в зоне 3,4,2), с блокирующими зон 3-2; 3-4; игрока зоны 6 с не
участвующими в блокировании; в) игроков зон 1 и 5 с не участвующими в блокировании.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными
способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2;
расположение игроков при приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а
игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; то же, но в зонах 3 и 2 (чередование этих двух
вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом
вперед» (чередование групповых действий в соответствии с программой для данного года
обучения); переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через
игрока передней линии.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для вторых передач, различных по
высоте и расстоянию, стоя на площадке и в прыжке; для нападающего удара (с различных
передач мяча у сетки и из глубины площадки); чередование подач в дальние и ближние зоны,
на силу и нацеленных; подача на игрока, слабо владеющего навыками приема, вышедшего
после замены; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (различные по высоте
и расстоянию); передача двум нападающим на линии с применением отвлекающих действий
руками, туловищем; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте и в
прыжке (боком и спиной в направлении передачи); имитация нападающего
удара и передача в прыжке через сетку (в зону нападения); чередование способов
нападающего удара.
2.
Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 2 при
второй передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при скрестном перемещении в зонах - из
центра на край сетки (при второй передаче); игрока зоны 3 с игроком зоны 4 в условиях
чередования передач, различных по высоте и расстоянию, стоя лицом и спиной в
направлении передачи; взаимодействие игроков зон 6 и 5 с игроком, выходящим к сетке из
зоны 1.
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 при приеме подач на силу и
нацеленных, приеме нападающих ударов; игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 4 (при приеме
подачи - для второй передачи, в доигровке - для удара; игроков зон 4,3 и 2 с игроком зоны 1,
выходящим к сетке (при первой передаче); игрока, выходящего из зоны 1 при второй
передаче с игроками зон 4, 3 и 2.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии -прием подачи
и первая передача: а) в зону 3, вторая передаче в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к ним; б) в
зону 4 и 2 (чередование), вторая передача в зоны 3 и 2 (3 и 4); в) в зону 2, вторая - назад за
2
голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3; система игры через выходящего: прием подачи, первая передача игроку зоны 1, вышедшему к сетке, вторая передача
нападающему, к которому передающий обращен лицом (в зоны 3 и 4) и спиной (в зону 2).
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места, способа перемещения и способа
приема мяча от подачи, нападающего удара и обманных приемов: выбор места, способа
перемещения, определение направления удара и зонное блокирование; выбор места и
способа приема мяча при страховке блокирующих, нападающих, принимающих «трудные»
мячи.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии: а) зон 3 и 2,3 и
4 при групповом блокировании (удары по ходу); б) игрока зоны 3, не участвующего в
блокировании с блокирующими игроками зон 2 и 4; игроков задней линии -страховка
игроков, принимающих «трудные» мячи в пределах площадки и выходящих после приема за
ее границы; игроков задней и передней линии: а) зоны 6 с блокирующими (в рамках системы
«углом вперед»); б) зоны 6 с не участвующими в блокировании; в) зон 5 и 1 с
блокирующими.
3.
Командные действия: прием подачи - расположение игроков при приеме
подачи различными способами (в условиях чередования в дальние и ближние зоны), когда
вторую передачу выполняет игрок зоны 3,2 (игрок зоны 3 оттянут назад); игрок зоны 2 (4)
стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2 (4), после приема игрок зоны 2 (4)
идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 2 (4); передача в
зону 2, стоя спиной к нападающему; расположение игроков при приеме подачи, когда выход
к сетке осуществляет игрок зоны 1 из-за игрока; системы игры - расположение игроков при
приеме мяча от соперника «углом назад», с применением групповых действий по программе
данного года обучения и в условиях чередования нападающих действий; переключение в
вариантах построения системы «углом вперед» и «углом назад» в соответствии с характером
нападавших действий.
4. Учебный план
№
Количество часов
Раздел темы
п/п
Всего
Теория
Практика
I Теоретическая подготовка
Краткие
исторические
сведение
о
В процессе занятий
возникновении игры.
Сведения о строении и функциях организма
В процессе занятий
человека.
Гигиена,
врачебный
контроль,
2
предупреждение травматизма, самоконтроль.
Правила игры в волейбол.
В процессе занятий
II Общая физическая подготовка
29
III Техническая подготовка
58
IV Тактическая подготовка
47
Итого
136
2
134
2
5. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Количество часов
Дата
Теория Практика проведения
Инструктаж по Т.Б. на занятиях.
2
Стойка волейболиста. Перемещение в стойке волейболиста
3
приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
Передача мяча двумя руками сверху в парах. Передача мяча
двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой.
Прием мяча двумя руками снизу. Учебная игра.
Передача мяча двумя руками сверху на месте. Нижняя
2
прямая подача. Первая передача (прием) на точность из
зоны 6 в зону 3.
Прием подачи и первая передача из глубины площадки в
2
зону 2. Вторая передача па точность из зоны 2 в зону 4.
Передача мяча двумя руками сверху после перемещений.
2
Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием
мяча двумя снизу.
Перемещения и стойка волейболиста. Передача мяча двумя
2
руками сверху. Подвижные игры с элементами волейбола.
Развитие быстроты перемещения. Прием и передача мяча
3
снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами
волейбола.
Передача мяча сверху двумя руками в средней и низкой
2
стойках и после перемещения. Подвижные игры и
эстафеты.
Совершенствование навыков приема и передачи мяча
2
сверху и снизу двумя руками. Подвижные игры с
элементами волейбола. Прием и передача мяча двумя
руками снизу.
Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование
3
навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя
руками. Введение в начальные игровые ситуации.
Совершенствование навыков приема и передачи мяча
2
сверху и снизу двумя руками. Совершенствование навыков
нижней прямой подачи мяча.
Нижняя прямая подача. Развитие специальной ловкости и
3
тренировка управления мячом. Введение в начальные
игровые ситуации.
Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча сверху двумя
2
руками, над собой – на месте и после перемещения
различными способами. Подвижные игры и эстафеты
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая
3
подача. Прием мяча двумя снизу. Передача мяча двумя
руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец
Тема занятия
2
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
противоположной колонны.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча в
прыжке. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу с
подачи.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху и снизу с
перемещением. Передачи в четверках с перемещением из
зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении.
Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2
и из зоны 6 в зоны 3, 4.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи
мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в
различных сочетаниях.
Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5
в зону 3. Прием мяча с подачи.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение
индивидуальных тактических действий в защите.
Развитие прыгучести. Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема
мяча снизу и сверху с падением.
Прямой нападающий удар. Совершенствование навыков
приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение
индивидуальных тактических действий в защите.
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в
прыжке. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Имитация
прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).
Нападающий удар с поворотом туловища. Броски
набивного мяча из-за головы двумя руками с активным
движением кистей сверху вниз - стоя на месте в прыжке.
Групповое блокирование. Индивидуальное блокирование.
Нападающий удар с поворотом туловища. Индивидуальное
блокирование. Нападающий удар без поворота туловища (с
переводом рукой). Совершенствование ударного движения
подачи по мячу на резиновых амортизаторах
Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в
сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения с
набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание
и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног.
Скоростно-силовая подготовка. бег на 5, 10, 15 м из
исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком
и спиной к стартовой линии) Броски набивного мяча массой
1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
2
3
2
3
2
3
2
2
3
3
3
2
2
2
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Нападающий удар по неподвижному мячу. Упражнения для
обучения блокированию. Развитие специальной ловкости.
Упражнения для обучения блокированию.
Развитие прыгучести. Обучение индивидуальным и
групповым тактическим действиям в нападении Прямой
нападающий удар. Одиночное блокирование.
Совершенствование нападающего удара и приёма мяча
снизу. Одиночное блокирование.
Совершенствование
навыков
блокирования.
Совершенствование навыка прямого нападающего удара.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим
действиям в нападении.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Совершенствование навыков защитных действий.
Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Приемы
и передачи мяча.
Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с
элементами волейбола.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Совершенствование
навыков
защитных
действий.
Совершенствование техники нижней прямой подачи.
Обучение командным тактическим действиям в нападении.
Эстафеты с различными видами спортивных игр.
Совершенствование прямого нападающего удара. Развитие
прыгучести
Совершенствование техники нападающего удара и
постановки блока. Подвижные игры и эстафеты с
элементами волейбола.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Прыжковая и силовая работа на развитее точных
приемов и передач.
Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.
Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с
падением.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.
3
3
2
3
2
2
3
2
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с
падением.
Изучение индивидуальных тактических
действий в защите.
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны
соперника. Прием подачи. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и
передач. Изучение индивидуальных тактических действий
в защите.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Изучение индивидуальных тактических действий
в защите. Развитие силовых качеств посредством
подвижных игр с элементами волейбола.
Индивидуальные тактические действия в нападении.
Верхняя прямая подача по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча на сторону соперника.
Индивидуальные тактические действия в нападении.
Верхняя прямая подача по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча на сторону соперника.
Групповые тактические действия в нападении –
взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока
зоны 3 с игроком зоны.
Командные тактические действия в нападении через игрока
передней линии без изменения позиций игроков. Учебно –
тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении через игрока
передней линии с изменением позиций игроков. Учебно –
тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Изучение индивидуальных тактических действий в защите.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий.
Совершенствование
навыков
защитных
действий
посредством учебно-тренировочной игры. Круговая
тренировка на развитие силовых качеств.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно - тренировочной
игры
Совершенствование
навыков
защитных
действий.
Совершенствование техники верхней прямой подачи.
Обучение командным тактическим действиям в нападении.
Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Итого
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
136
2
6. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе
распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение
объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы
отдельно: для групп начальной подготовки – на 68 занятий (136 часов)
Материально-технические условия:
обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной
базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и
инвентарь:
№
п/п
Наименование объектов и средств
Количество
материально – технического оснащения
Сетка волейбольная
2 шт.
2
Стойки волейбольные
2 шт.
3
Гимнастическая стенка
6-8 пролетов
4
Гимнастическая скамейка
5
Гимнастические маты
3 шт.
6
Скакалка
30 шт.
7
Мячи набивные
25 шт.
8
Резиновые амортизаторы
25 шт.
9
Гантели различной массы
20 шт.
10
Мячи волейбольные
30 шт.
Мячи для мини – волейбола
20 шт.
11
Рулетка
2 шт.
12
Макет площадки с фишками
1
3-4 шт.
2 комплекта
Педагогические условия:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм,
средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
наличие необходимой документации:
программы деятельности спортивной секции;
тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование учебнотренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «волейбол»;
годовой план - график прохождения материала;
поурочные планы;
журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на
методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктор общественника.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором
упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и
отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися,
после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в
летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры,
уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Руководитель
кружка
должен
систематически
следить
за
успеваемостью
своих
воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями,
классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду,
сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества,
смелость, воля к победе.
17
Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом
воспитательной работы школы.
7. Описание системы результатов освоения программы
Предполагаемый результат
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения,
уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического
учета,
постоянный рост спортивно-технического мастерства,
сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане:
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура
общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение
организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических
навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое
отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща.
Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
8. Список литературы.
1. Волейбол; ТВТ Дивизион - Москва, 2009. - 360 c.
2. Волейбол; АСТ, Астрель, Харвест - Москва, 2010. - 141 c.
3. Волейбол для всех; ТВТ Дивизион - Москва, 2012. - 889 c.
4. Методика обучения игре в волейбол; Человек - Москва, 2009. - 271 c.
5. Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки; ТВТ Дивизион Москва, 2011. - 176 c.
6. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 208 c.
7. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся.
Волейбол; Просвещение - Москва, 2012. - 649 c.
18
8. Кунянский В. А. Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 476 c.
9. Кунянский В. А. Волейбол. О судьях и судействе; СпортАкадемПресс - Москва, 2013. - 184 c.
10. Кунянский В. А. Волейбол. Профессиональная подготовка судей; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 176 c.
11. ред. Галаев, Ю.С. Волейбол. Спортивные термины на 5 языках; М.: Русский язык - Москва,
2009. - 133 c.
19
Приложение.
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит
лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела
переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки
поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверхвперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки
снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и
переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в
направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
Рисунок 1 – Нижняя прямая передача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота
к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги,
бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько
вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется
замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется впередвверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара
кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило
через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех
случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг
горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное
направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его
колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется
быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать (рис. 2).
Рисунок 2 – Верхняя прямая передача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными
особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару),
подбрасывание мяча на 1,5 – 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы
площадки.
20
Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят
выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места,
игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах внизназад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение
руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в
сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких
шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на
высоту 60 – 80 см и дать упасть на пол (15 – 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на
уровне пояса левой руки – для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на
пальцах выпрямленной вперед – вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки – правой
рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу
они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с
имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6,
останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных
положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе
головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1
выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а
затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив
остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6,
имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует
нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к
сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец
колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется
использовать различные подвижные игры.
Подачи 1. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах
напротив сетки, в. 5 – 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но
занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в колонне по
одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом. 3. Подачи
21
выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке.
Передача мяча. На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи.
Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым
касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом
происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил
игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача
выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с
одновременным пригибанием в грудной и поясничный час
Рисунок 3 – Передача мяча
а)
б)
Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного
разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов.
Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет
отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании
правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над
сеткой.
22