Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Быньги Утверждаю: МАОУ СОШ с. Быньги _____________Г.Д. Назарова «____» _________ 2023 г. Программа дополнительного образования «Брейк-данс» направление: художественно-эстетическое, возраст обучающихся: 9-15 лет; Срок реализации 1 год) Разработчик программы: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ с.Быньги Мария Львовна Данилова 2023 Паспорт программы дополнительного образования «Брейк-данс» 1.1. Область применения программы Программа «Брейк-данс» является дополнительной общеразвивающей программой МАОУ СОШ с.Быньги 1.2. Направленность дополнительной художественно-эстетическая. образовательной образовательной программы: 1.3. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы Цель: развитие физического и танцевального потенциала обучающихся, как способа самопознания и самореализации; приобщение обучающихся к искусству современной хореографии. Задачи: -формирование у обучающихся танцевальных ЗУН; -развитие гибкости и силы мышц, выносливости и координации; -развитие навыков исполнительского мастерства; -формирование правильной осанки; -воспитание целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания; -формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. В результате усвоения программы обучающийся должен: знать/понимать: - танцевальные элементы направления «брейк-данс»; - танцевальные и музыкальные термины; - требования к занятиям по хореографии и при выполнении акробатических элементов, упражнений; - правила поведения на занятиях и правила работы в паре, в тройке, в группе. уметь: - выполнять любую разминку самостоятельно; - выполнять все элементы танца по программе; -начинать и завершать танцевальную композицию без помощи руководителя; -свободно перемещаться в пространстве во время занятия, ориентироваться на сцене при исполнении танца. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: - изменение мироощущения, восприятия окружающих с позитивной точки зрения; - способствование приобретению опыта социального успеха. 1.4. Рекомендуемое количество часов на общеразвивающей программы: 1 год обучения Максимальная нагрузка обучающегося – 68 часа. освоение дополнительной Пояснительная записка. Слияние физического воспитания и танцевальной деятельности по танцевальному направлению «Break dance» продиктовано запросами обучающихся в спортивной школе (мальчиками), их желанием развивать свои творческие силы и способности, что стало приемлемым и для дополнительного образования подростков. В переводе с английского, break dance – ломаный танец, состоит из технически сложных элементов, требующих особой физико-акробатической подготовки, которая развивается и совершенствуется в процессе обучения в студии танца. Данный вид творчества помогает в развитии координации, выносливости, работоспособности, что, в свою очередь, положительно сказывается на их деятельности в спорте. Программа «Break dance» предназначена для детей 9-15 лет и реализуется в течение одного учебного года. Ведущая цель предмета: развитие физического и танцевального потенциала воспитанников, как способа самопознания и самореализации; приобщение обучающихся к искусству современной хореографии. Занятия в студии «Break dance» позволяют решать следующие задачи: -формирование у обучающихся танцевальных ЗУН; -развитие гибкости и силы мышц, выносливости и координации; -развитие навыков исполнительского мастерства; -формирование правильной осанки; -воспитание целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания; -формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Данный курс обучения по программе «Брейк-данс» позволяет ознакомиться с основами знаний, умений и навыков по спортивным танцам, уличным танцам и паркуру (движения в большом пространстве). Использование акробатических движений в танце важно для сохранения работоспособности, выносливости и здоровья. В процессе обучения брейк-танцами развивается физическая сила, выносливость, ловкость и двигательная активность. Все выбранные направления по программе способствуют: -формированию устойчивого интереса к занятиям танцами, -развитию способности творческого самовыражения обучающегося средствами хореографии, -формированию навыков исполнения сценического танца и расширению кругозора, -развитию эстетического вкуса, познавательной и творческой активности. В программе выделено 6 основных тематических разделов: *Организационное занятие; *Элементы музыкальной грамоты; *Танцевальная азбука; *Спортивно-трюковая работа; *Специальная танцевальная работа; *Выступление. Организационное занятие. Включает в себя знакомство с обучающимися через анкетирование и тестирование, прослушивание танцевальных мелодий направления «брейк-данс», просмотр видеороликов, а также знакомство с правилами поведения на занятиях, проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Элементы музыкальной грамоты. Помогут раскрыть познания ритмического рисунка танца; счет, темп музыкального сопровождения и понятия рисунка будушего танца. Танцевальная азбука. Включает в себя изучение различных элементов брейк-данса (верхнего и нижнего), фристайл и батл-состязания брейк-данса, выполнение парных элементов, полную работу в парах. Спортивно-трюковая работа. Раскрывает темы упражнений силовой разминки, изучение партер-акробатики, построение различных танцевальных пирамид и работу с предметами в танце направления брейк-данс. Работа с видеоматериалом включена в данный раздел для полного визуального раскрытия материала на занятиях. Специальная танцевальная работа. В данном разделе идет полностью практическая работа над знакомством и постановкой танцевальных номеров. В процессе постановочной работы в студии и последующих репетиций подростки приучаются к сопереживанию и сотворчеству, у них развиваются: художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности, чувство взаимной поддержки в группе, развивается творческая инициатива в работе группы и в отдельности каждого, а также умение более точно передать музыку и содержание образа движением. Танцевальный репертуар подбирается руководителем заранее, учитывая потребности обучающихся и их танцевальные возможности. Таким образом, можно создать танцевальный репертуар, имеющий свою цель воспитание личности подростка, его гуманных чувств, нравственной направленности его сознания, не отставая от традиций современного времени. Выступление. Раздел включает проведение открытого занятия в середине учебного года и концертное выступление по итогам обучения по данной общеобразовательной программе. Результатами обучения по данной программе являются: -устойчивый интерес к танцу как к средству развития двигательных способностей; -умение выполнять танцевальные упражнения различных стилей «Break dance»; -умение использовать полученные знания на практике. . Формы проведения занятий: -традиционное занятие; -комбинированное занятие; -практическое занятие; -игра, конкурс, состязание; -репетиция; -концерт, открытый урок. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: -фронтальная; -в парах; -групповая; -индивидуально–групповая; -коллективная. Хореографическая деятельность включает в себя: -музыкально-ритмические навыки; -упражнения разминки; -танцы тематические; -игры ритмические, сюжетные, с предметами; -рисунок: построения, перестроения; -задания на танцевальное и игровое творчество. Принципы и методы организации образовательного процесса: Принципы: -Принцип доступности (учитываются индивидуальные особенности обучающихся и индивидуальный подход в обучении); -Принцип сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение обучающихся к процессу и своим действиям); -Принцип наглядности (образное слово и наглядность материала при обучении); -Принцип повторяемости материала (хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков); -Принцип постепенного повышения требований (постепенный переход в обучении от простых упражнений к более сложным по мере закрепления навыков и адаптации организма к нагрузкам). Методы: -метод наглядного показа – иллюстрации к занятиям по темам; -словесный метод – рассказ, беседа по теме занятия; -игровой метод – игры, тренинги, ролевые задания; -практический метод – отработка двигательных навыков, танцевальные композиции. Способы и формы контроля: Текущий: -наблюдение за обучающимися в течение учебного года, -обсуждение результатов с обучающимися и родителями, -контрольные занятия, -участие в конкурсах и программах. Итоговый: -количество выступлений за год по данной программе, -сравнительный анализ умений, навыков в начале и по окончании учебного года, -итоговый концерт. Группа обучающихся формируется как разновозрастная, чтобы можно было реализовать разные приемы и формы проведения занятий с учетом индивидуальных физических данных обучающихся, их способностей и танцевальных возможностей. Программа рассчитана на проведение занятий: по 1 часу 2 раза в неделю. Всего по количеству за год: 68 часа Примерный учебный план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вид работы Всего Организационное занятие Элементы музыкальной грамоты Танцевальная азбука Спортивно-трюковая азбука Специальная танцевальная работа Выступления Часов 2 2 34 12 12 6 Итого: 68 Теория Практика 1 1 1 1 4 1 1 33 11 12 6 64 Учебно-тематический план № Вид работы Всего Теория Практика часов 1 1 2 2 1 1 1. 2. Организационное занятие Элементы музыкальной грамоты: -счет, темп, ритмический рисунок -рисунок танца 3. Танцевальная азбука: -элементы верхнего брейк-данса -элементы нижнего брейк-данса -фристайл в брейк-дансе -батл в брейк-дансе -парные элементы 34 9 8 8 2 7 Спортивно-трюковая азбука: -упражнения силовой разминки -брейк-данс с предметами 12 8 4 Специальная танцевальная работа: -танец в стиле «фристайл» -танцевальная композиция «Брейк-команда» 12 6 6 Выступления: -открытое занятие /февраль/ -концертное выступление (8 марта, итогам года) ВСЕГО: 68 часа 6 2 4 68 4. 5. 6. 1 - 1 8 8 8 2 7 11 6 6 4 3 3 64 Календарно-тематическое планирование на весь учебный год № Дата проведения Тема учебного занятия Организационное занятие. Беседа «Что такое брейк-данс». Правила поведения на занятиях. Прослушивание танцевальных мелодий хип-хоп, брейк, рэп Инструктаж по ТБ. Пробная перетанцовка в стиле брейк-данс. Танцевальная импровизация обучающихся под музыку. Выявление танцевальных возможностей и способностей обучающихся в стиле брейк (наблюдение педагога). Счет, темп, ритмический рисунок. Знакомство с музыкальными терминами. Прохлопывание различных ритмичных мелодий брейка (барабаны, рэпчтение, темповой прыжковой вариант). Знакомство с ритмическим рисунком музыкально-танцевальных фрагментов. Ритмические игры. Рисунок танца. Знакомство с рисунком танца по картинкам и иллюстрациям. Построение в линии, шеренгу, круг, шахматный порядок, перестроение в колонну, перестроение по диагонали. Знакомство с пространством. Элементы верхнего брейк-данса. Знакомство с элементами, выполняемыми стоя (верх). Положение головы, корпуса. Положения рук Стойки брейк-данса (исходная, закрытая, открытая, класс, посад). Элементы верхнего брейк-данса. Простой шаг, переменный шаг, шаги на месте, подскоки, шаг с поворотом, крест ног и поворот, развороты на 2-х ногах, прыжки на месте и в разные стороны, перескок с ноги на ногу, боковой галоп. Движения для рук (свободные махи и качание рук). Игра «Скульптуры» (на фиксацию положения верхнего брейка). Элементы верхнего брейк-данса. Приставной шаг, закрутка ног с разворотом в разные стороны, выброс ноги поочередно в разные стороны, прыжки с разворотом; «лунная дорожка», «велосипедная дорожка», хип-хоп прыжки и шаги. Элементы верхнего брейк-данса. Отработка всех элементов верхнего брейка под счет и под музыку. Танцевальная импровизация на закрепление полученных знаний. Элементы нижнего брейк-данса. Знакомство с элементами, Кол-во часов 1 1 1 2 2 2 2 2 выполняемыми на полу. Просмотр видеослайдов. Перескоки над «бревном», сед на полу, присяд, складка на коленях. «Каракатица», «паучок», «малышок», «панда», «на точке», «ползунки», «гуси». Элементы нижнего брейк-данса. Разучивание элементов: «пистолет», «дорожка» простая на 1 руке, «крабик», «березка», «змейка», «колесо» на 1 и 2 руках, «стойка» на руках. Элементы нижнего брейк-данса. Разучивание более сложных элементов: «дорожка» с переходами рук, «кувырки» вперед и назад, «лягушка», «стрела», шпагат, «прыгающая лягушка», «кувырок через плечо», «сальто». Элементы нижнего брейк-данса. Отработка всех элементов нижнего брейка. Изучение сложных элементов: «вертушка» на спине, на руке, на голове, поворот. Фристайл в брейк-дансе. Понятие слова «фристайл» свободное перемещение, импровизация, сочинение движений и сочетаний. Игра с завязанными глазами на ощущение пространства. Фристайл в брейк-дансе. Сочинение движений, сочинение сочетания верхнего и нижнего брейка. Отработка соединенных «цепочек» из элементов. Индивидуальный подход ко всем обучающимся. Повторение совместно разученной «цепочки» элементов. Фристайл в брейк-дансе. Сочинение обучающимися и отработка своей «цепочки» элементов (своего фристайла). Просмотр всех вариантов работ обучающихся. Задание: показать свой фристайл с завязанными глазами (только для особо желающих). Батл в брейк-дансе. Знакомство с понятием «батл» соревнование команд или отдельных участников. Подготовка к соединению различных элементов в одну цепочку (повторение, как соединяются элементы; с каким переходом). Батл в брейк-дансе. Отработка «цепочки» соединения из 4-х верхних элементов и 4-х нижних элементов брейка. Показ «цепочек», батл-соревнование по одному. Выбор лучших участников наблюдением педагога. Задание на дом: сочинить свою цепочку из различных элементов. Парные элементы. 3 3 3 3 3 3 3 3 2 Знакомство с парными элементами брейка. Деление и работа по парам. Элементы в паре: мах над головой, подбивка, чехарда, прыжки друг через друга, поддержка за руку, колесо и кувырок друг через друга, прыжки с падением и перекатом. Парные элементы. Разучивание элементов в паре с поддержкой друг друга: «качели», «наездник», «антена», «стойка». Разучивание парных элементов верхнего брейка: «битва», «гиганты», «тележка», «поддержка на коленях». Игра «Замри» по парам на закрепление полученных знаний. Упражнения силовой разминки. Знакомство с упражнениями разминки Качание преса на полу, растяжка на шпагат, отжимание на руках и кулаках. Пробежка высоким бегом и прыжками; кувырок и колесо по кругу. Разминка с препятствиями (конусы, малые стулья). Разминка шеи, головы, плеч, пояса, корпуса; разминка для рук, коленей, ступней ног. Упражнения силовой разминки. Работа в паре. Партер. Разминка плеч (П) и спины, наклоны по сторонам в паре, качание преса, растяжка на шпагат, растяжка на гибкость; элементы - «всадник» на полу, «весы».. Брейк-данс с предметами. Знакомство с предметами, которые можно использовать в танце брейк-данс. Подбор предметов для работы в танце: скакалка, стул, мяч. Разучивание танцевальных движений со скакалкой в брейк-дансе. Игра «Волна под ногами». Открытое занятие по брейк-дансу (для родителей) «Наши танцевальные возможности». Показательное занятие об основах танцевального направления брейк-данс; умении обучающихся смело танцевать и взаимодействовать друг с другом. /Раздел 6. Выступление/. 2 2 2 1 4 Танец в стиле «фристайл». 2 Знакомство с вариантом танца в стиле «фристайл» (свободное перемещение, импровизация Разучивание движений простого уличного «фристайла» брейк-данса. Танец в стиле «фристайл». 2 Разучивание рисунка танца. Отработка простых переходов и построений. Выход и завершение танца. Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. Отработка полученного варианта таца. Танец в стиле «фристайл». Работа над синхронностью движений в танце. Постановка коллективной единосинхронной танцевальной части танца. Игра на синхронизацию движений «1-2-3, повтори». Танец в стиле «фристайл». Отработка всего танца, как единой композиции. Подбор костюма или элемента костюма в стиле брейк. Окончательный вариант танца «фристайл» (простой уличный брейк). Танцевальная композиция «Брейк-команда». Знакомство с понятием «танцевальная композиция» (составная из нескольких частей, танцевальных отрывков). Деление коллектива на два состава. Подготовка к постановке. Разучивание движений танцевальной композиции. Простые движения для 1-го состава (младшие танцоры); сложные движения для 2-го состава (старшие танцоры). Отработка танцевальных движений. Танцевальная композиция «Брейк-команда». Разучивание акробатических элементов и пирамид танца. Разучивание элементов фристайла и батл-сочетаний, парных цепочек в танце. Отработка разученного материала. Разучивание рисунка танцевальной композиции. диагональ, линии, шахматный порядок, колонна, круг, шахматный порядок, линии, круг. Отработка рисунка тацевальных частей. Танцевальная композиция «Брейк-команда». Перевязка танцевальных движений с рисунком третьего танцевального отрывка. Отработка полученного варианта танцевального отрывка. Соединение всех танцевальных отрывков в одну единую композицию. Работа над техникой исполнения, артистичности, акробатичности в танцевальной композиции. Отработка синхронизации всех движений полной танцевальной композиции. Танцевальная композиция «Брейк-команда». Подготовка танцевальной композиции к выступлению. Подбор варианта костюма. Концертное выступление на праздниках, по итогам учебного года.Показ танцевальных композиций. Видеосъемка всех поставленных танцев за учебный год. 2 2 2 2 2 2 2 Итого занятий: 68 68 часа Содержание программы разделов. Теоретические занятия. Требования к занятиям танцами. Инструктаж по технике безопасности (вводный). Беседы: «Break dance» и его стили. Терминологии предмета. Ритмика, счёт и темп в танце. Практические занятия. Построения и перестроения в танце (рисунок). Разучивание элементов верхнего и нижнего брейк-данса. Разучивание парных элементов, работа в парах, в тройках. Упражнения силовой разминки. Партер, растяжка, акробатика в танце. Отработка различных танцевальных движений. Знакомство с новыми направлениями современного брейка (уличные танцы). Соединение движений в «цепочки», связки. Отработка спортивно-акробатических элементов, изучение их модификаций. Соединение всех элементов в танец (композицию). Индивидуальная работа в группах, в подгруппах. Отработка полученных навыков. Отработка танцевального номера. Открытые занятия. Батлы-встречи с другими коллективами по брейк-дансу. Мастер-классы по современным направлениям брейк-данса. Силовая подготовка и упражнения для совершенствования техники в танцах. -упражнения на развитие скоростно-силовых способностей; - упражнения на общую и силовую выносливость; - упражнения на напряжение и расслабление мышц тела; - упражнения на улучшение гибкости коленных суставов; - упражнения на развитие суставов, эластичности мышц; - упражнения на исправление осанки и тренировки мышц спины. Итоговые занятия. Концертные выступления, конкурсы и фестивали. Требования к уровню подготовки. Обучающиеся должны знать: 1.Правила поведения на занятиях, на выступлениях. 2.Танцевальные элементы направления «брейк-данс». 3.Танцевальные и музыкальные термины. 4.Позиции рук, ног, головы и корпуса в современной хореографии. 5.Требования безопасного выполнения акробатических элементов, упражнений. 6.Правила поведения работы в паре, в тройке, в группе. Обучающиеся должны уметь: 1.Выполнять разминку в начале занятия самостоятельно. 2.Выполнять все элементы танца по программе. 3.Работать в соло, в паре, в группе. 4.Свободно перемещаться и ориентироваться в пространстве, на сцене. 5.Выполнять акробатические движения по программе. 6.Работать синхронно в группе исполнителей танца. 7.Владеть навыком импровизации и актёрского мастерства. 8.Начинать и завершать танцевальную композицию без помощи руководителя. 9.Исполнять простую танцевальную композицию в группе. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: - для изменение мироощущения, восприятия окружающих с позитивной точки зрения; - способствование приобретению опыта социального успеха. Материально-техническое обеспечение. 1.Помещение для проведения занятий: спортивный зал. 2.Приборы и оборудование: колонка, флешка с записями композиций.. 3.Спортивный инвентарь: маты гимнастические, гимнастические скамейки, скакалки. Список литературы. 1.Брошюра «Молодёжные танцы. Стрит-денс » - Е, 2004. 2.Брошюра «Руководство по растяжке мышц и связок»-М, 2000. 3.Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М, 1999. 4.Барышева Н.В. и др. «Физическая культура» - Самара, 1995. 5.Бахрах И.И. , Дорохов Р.Н. «Физическое развитие школьников 8-17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма (Медицина, подросток и спорт)» - Смоленск, 1975. 6.Белова Е. «Ракурсы танца»-М, 2002. 7.Гальперин С.Н. «Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены)» - М, 1974. 8.Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки» - М, 1990. 9.Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки»-Е,2009. 10.Иванов П.А. «Брейк-данс» - Москва,2005. 11.Программа для хореографов «Танец» - М, 1992. 12.Ткоченко Т.С. «Работа с танцевальным коллективом мальчиков»-М, 1998.