02.12.2020
Утверждаю:
Директор
МАОУ СОШ с Быньги
_______
Приказ № ________от________
План работы школьного музея
МАОУ СОШ с Быньги
Пояснительная записка
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности, которая ведет к развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций и других внеклассных мероприятий, способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности: они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Музей МАОУ СОШ с Быньги выполняет следующие функции:
-научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы);
-исследовательская (музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);
-образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические ценности.
Основные направления деятельности музея:
1. История школы
2. Страницы военной истории нашей Родины
3. Судьба семьи в судьбе страны
4. Моя малая Родина
Цель работы школьного музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города, края, отечества.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме:
1. Массовая экскурсионная работа;
2. Сотрудничество со СМИ;
3. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс МАОУ СОШ с Быньги;
4. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
5. Учебно – исследовательская деятельность;
6. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.
Формы организации работы: индивидуальная и групповая.
При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.
Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.
Работой музея руководят Совет и актив музея. Они планируют всю работу музея, составляют и предлагают задания по классам. Экскурсоводы разрабатывают и организуют ознакомительные программы для младших классов, экскурсии для посетителей музея. Корреспонденты выпускают газету музея «Родник».
Главный хранитель фондов отвечает за учет и хранение музейного материала, ведет инвентарную книгу
Содержание работы:
1.Создание и пополнение фондов музея.
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
2.Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по сбору информации о героях ВОВ, ветеранах, выпускниках школы, истории города в военные годы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках.
3. Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.
Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление элементов оформления и их монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе передвижные выставки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
4.Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
5. Работа со школьным активом музея.
Продолжить работу по книге « Память»
Организовать обучение актива основам музееведения
Организовать участие активистов в музейной работе в масштабе района, республики, России.
Разработать плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы..
7. Методическая работа
Составление или дополнение обзорных и тематических лекций.
Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий, поисково-исследовательской работы. Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Ожидаемые результаты
1.Результат реализации программы определяется появлением в школьном музее правильно оформленной документации: научное описание музейных экспонатов в книгах учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акты приема-сдачи экспонатов.
2. Пополнение в музее информации: о ветеранах труда и ВОВ, о ее героях, о истории деревни Тереклы в военные годы; о выдающихся выпускниках школы; истории самой школы.
3Появление новых тематических стендов, как постоянных, так и сменных.
4.Формирование у участников программы, нравственных качеств, творческой и социальной активности.
5. Укрепление связи школы, музея с общественностью и выпускниками школы; опознание выпускниками школы неподписанных фотографий из музейного архива; пополнения фондов школьного музея; виртуальная экскурсия по музею.
6.Развитие интереса обучающихся к поисково-исследовательской деятельности; становление школьного музея как методического центра. Создание условий для формирования положительных изменений, происходящих с личностью учащихся, в их духовном росте; выработке у них комплекса качеств, характерных для гражданина России. Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей
7. Проведение различных типов лекций и экскурсий: вводных, обзорных, тематических и т.д., тематических линеек и праздников. Составление плана и проведение поисково-исследовательской работы.
ПЛАН РАБОТЫ
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. |
Организация работы Совета Музея Создание актива музея. Разработка документации: книги учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акта приема-сдачи экспонатов Планирование работы актива на учебный год Подготовка экскурсоводов Подготовка экскурсий для учащихся школы. |
сентябрь- октябрь сентябрь -май |
Руков. музея . Совет музея |
2. |
Оформление выставки « Страницы истории ВОВ», посвященного 70-летию Победы. «Защитники Отечества » «Летопись моей школы», |
сентябрь, декабрь февраль октябрь январь |
Руков. музея Совет музея актив музея |
3. |
Подборка материалов для оформления стендов зала «Боевой Славы» школы. |
сентябрь-апрель |
Совет музея Руков. музея |
4. |
Организация поисковой работы по направлениям: -Выпускниками славится школа. -Выпускники школы – защитники Отечества. ( сбор материалов об учащихся и выпускниках школы- участниках Великой Отечественной войны и локальных конфликтов) - Семейный архив -Вклад моей семьи в историю Отечества |
В течение года |
Руков. музея Совет музея. |
7. |
Организация встреч с ветеранами войны и труда, ветеранами учителями, выпускниками школы. |
В течение года |
Совет музея |
9. |
В школьной газете организовать рубрику, посвященной 70-летию Победы, информируя учащихся об основных битвах и героях ВОВ |
1 раз в есяц. |
Актив музея |
10 |
В школьной газете освещать историю праздников и событий военно - патриотического содержания «День народного единства» « День неизвестного солдата» « День героев отечества «День защитника отечества» «День Победы» |
ноябрь декабрь декабрь февраль май |
Актив музея |
11. |
Проведение уроков в школьом музее |
постоянно в течение года |
Учителя предметники Руков. музея. |
12 |
Создание фотоальбома «Лица Победы» |
октябрь-апрель |
Кл руководители Актив музея |
13 |
Работа обучающихся 5-11 кл. над поисковыми заданиями «Да будет вечной о героях память», «По страницам семейных архивов», « Вклад моей семьи в историю Победы ВОВ» |
октябрь-апрель |
Руков. музея Совет музея |
14 |
Конкурс исследовательских работ «Да будет вечной о героях память», «По страницам семейных архивов», « Вклад моей семьи в историю Победы ВОВ) |
май |
Совет музея |
15 |
Принять участие в организации и проведении мероприятий : Дня неизвестного солдата Линейка « Равнение на героев» Акция « Помним! Гордимся!», «Наследники Победы» |
в течении всего периода |
Руков. музея Совет музея |
16 |
Выпустить исторический хронограф на основе поисковых заданий учащихся, посвященный Дням боевой славы Росссии : Битва под Москвой День снятия Блокады Ленинграда Освобождение Освенцема Битва за Кавказ Битва за Берлин Герои Победы |
в течении всего периода |
Руков. музея Совет музея Поисковые группы классов |