Дудорова Мария Илларионовна

15.12.2020

Дудорова Мария Илларионовна.docx (скачать)

Автобиография Дудоровой М.И.

15.12.2020

Дудорова Мария Илларионовна.

Родилась 8 февраля 1902 года.

Родилась и выросла я в старом небольшом, в то время, уральском городке Невьянске, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, а сейчас Свердловской области.

Отец мой работал на старом механическом заводе. Считался неплохим мастером, по специальности слесарь. По работе отличался аккуратностью, точностью и требовательностью к своим ученикам-подручным. Был он общительным и активным в вопросах политической жизни. Участвовал в трех войнах: в войне с Японией – 1905г., в Первой Отечественной войне с Германией 1914-1917г., в гражданской войне 1918-1920г.Был добровольцем партизанского отряда имени Жебенева.. Документы о его участии в партизанском движении хранятся в Невьянске краеведческом музее.

Свою мать, Ольгу Максимовну, я не помню. Мне было 3,5 года, когда она умерла. Оставшись сиротой, без матери, я  познала всю тяжкую долю сиротства. Меня на воспитание взяла сестра моего отца, моя крестная, что значит вторая мать. Была она еще молодая, но женщина строгая, требовательная и очень религиозная. Она занималась своим хозяйством и шила по найму верхнюю женскую одежду, сдавала ее в магазины местных купцов. Материально жилось тяжело, и для поддержки имели небольшое подсобное хозяйство: огород и корову. С малых лет приходилось мне выполнять домашнюю работу. Моя крестная настойчиво приучала к труду: к работе по хозяйству, к своему ремеслу – шить. К 10 годам я выполняла любую домашнюю работу: мыла в доме, стирала белье, управлялась с коровой и в огороде.

В 8 лет я пошла в 1й класс начальной школы. Моей первой учительницей была Анна Константиновна Мирман. Она была молодая, очень добрая и чуткая. Я до сих пор вспоминаю ее с глубокой любовью и весьма ей признательна за ее чуткость и теплоту.

В 1913 году успешно закончила 3 класса и подала заявление в Невьянскую женскую гимназию. Вступительные экзамены сдала хорошо и была зачислена в 1й класс этой гимназии. Это здание по улице К.Маркса (школа№1).

Здесь учились одни девочки, преобладающее большинство из богатых купеческих семей.

Преподаватели все были со специальным образованием, отличались строгостью и требовательностью. В каждом классе была классная дама (сейчас классный руководитель). Была начальница гимназии.

Все обучение и воспитание велось на религиозной основе. Ежедневно, перед началом занятий, учащихся выводили в зал на моление. В субботу пели гимн царю, каждое воскресенье организованным порядком водили в церковь. На уроках закона божия, которые проводил священник, воспитывали в нас религиозные чувства: веру в бога, надежду на его милость, воспитывали терпение, смирение, покорность и т.д.

Дома мне ежечасно говорили это же, говорили что Бог всемилостивый, за труд и терпение наградит щедро, и я по-детски ждала той награды, ждала облегчения от домашней работы, ждала милости, но так ничего не дождалась.

Я видела, что люди живут по-разному: одни богато и легко, а другие – бедно и много работают. Ученицы из богатых семей пользуются большим вниманием, с них меньше требуют, у них нет никаких трудностей и нет заботы. Мне становилось горько, обидно и досадно. Я обижалась на Бога, что от него нет никакой милости, что нет никого облегчения, веры и надежды на его щедрость становилось все меньше и меньше, и, наконец, эту веру в Бога я потеряла совсем.

В моей душе, в моем сознании не осталось никаких надежд и религиозных убеждений. А годы идут. Я уже в 4-5 классах, мне 14-15 лет, трудностей все больше и больше.

Хорошо помню голодный 1918 – 1919 год. Гражданская война не закончена. Красная армия самоотверженно и упорно отстаивала, защищала завоевания Октября. Гнали прочь бандитов с родного Урала. Особенно тревожным и страшным был конец июня и начало июля 1919 года.

Белогвардейцы с боем отступали из Невьянска на Реж, а красноармейцы наступали с Верхнего Тагила. Война шла в самом Невьянске, на улицах города рвались снаряды, многие жители города прятались, укрывались в погребах.

Семьи, из которых отцы или сыновья воевали за советскую власть, взяли на учет, в том числе и я была на подозрении, как дочь партизана. Многих членов из таких семей белогвардейцы при отступлении забрали с собой, некоторых расстреляли за станцией Невьянск.

Ночью, 29 июня, был расстрелян мой двоюродный брат  Федор Масленников. Я тоже была Масленникова. В эту же ночь белогвардейцы пришли за мной, но я огородами успела убежать к соседям через два дома. Добрые люди спрятали меня в русской печи, прикрыв дровами. Рано утром, чуть рассветало и чуть стихло, я убежала в деревню Федьковку и там скрывалась 3-4 дня. За эти дни Невьянск заняли красные войска,  и я вернулась домой.

Зиму 1919 года я училась в 6 классе, в мае закончился учебный год, а дальше мне учиться не пришлось: многих учителей не стало, учеба временно прекратилась.

В сентябре 1919 года я получила назначение в Быньговскую начальную школу. Здание этой школы было новое, находилось в конце улицы Студенка (Мартьянова). Эта школа была построена земством и открыта была в 1916 году, за год до Октябрьской революции.

В школе было 4 классных комнаты, учительская, зал, раздевалка, комнатка для технички и туалетная комната. Заведующая школы Зинаида Владимировна Середкина, молодая, скромная, внимательная женщина, отнеслась ко мне чутко и радушно, а мне было только 17 лет.

В это же время прибыли еще две молодые учительницы: Дубровина Лидия Васильевна и Варганцева Феофания Евгеньевна (позднее она стала Сухарева). С 1923-24 год она работала в Невьянске зав. гор. здрав. отделом, а потом переехала в Магнитогорск.

И вот с сентября 1919 года началась моя сознательная трудовая жизнь, полная тревог, волнений, переживаний, удач и неудач. Пошли годы нелегкой напряженной работы, но интересной и увлекательной.

Условия работы в то время и в городских, и в сельских школах были неимоверно тяжелые. Многие школьные здания не отремонтированные, окна заклеены бумагой (стекла тогда не было), дрова заготовлял учителя с помощью родителей и учащихся, вывозили их на санках.

Средств на школьные нужды отпускалось мало, порой техничек содержать было не на что, а чистоту и порядок в школе поддерживали учителя и ученики.

Ни учебниками, ни наглядными пособиями школы не были обеспечены. Писали на старых обоях, на грифельных досках или в старых книгах между строчками.

Чернила делали из свеклы или из какой-нибудь краски. Методических пособий и учебников с новым содержанием не было. Тексты для диктантов и изложений составляли сами по материалам из газет и журналов, связывая содержания с современностью.

Общее положение в стране тяжелое: холодно, голодно, промтоваров никаких, ни одежды, ни обуви. Учителям выдавали зерна или муки овсяной 2-3 фунта в неделю и никаких продуктов: ни сахара, ни крупы, ни соли. О мыле даже не думали. Мылись и стирали белье щёлохом из древесной золы из отопительных печей. А учителя упорно и настойчиво, преодолевая все трудности и лишения, без остатка отдавали свои силы и знания борьбе с темнотой и неграмотностью.

Задачи борьбы трудящихся за свое освобождение, за построение социалистического общества. В.И.Ленин считал делом неразрывным с просвещением широчайших народных масс и с огромным вниманием относился к вопросам борьбы с неграмотностью.

В декабре 1919 года В.И.Лениным был подписан исторический декрет о ликвидации безграмотности среди населения. В нем говорилось, что все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обязаны обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию.

В июне 1920 года по инициативе Ленина была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности.

Проводником в жизнь идей Ленина по вопросам народного просвещения является учитель. И учителя 20х годов активно включились в невиданную по масштабам и глубине культурную революцию в нашей стране.

Для проведения всех мероприятий по культурной работе нужно было специальное помещение, и по решению местной власти новую начальную школу, эту новую начальную школу по улице Студенке приспособили для клуба. Силами комсомольцев, учителей и молодежи села под руководством специалиста – печника Александра Павловича Ступина приспособили один класс для сцены, разобрав стену, выходящую в зал. Один класс отвели для вечерних занятий со взрослыми, один класс для кружковой работы, и еще один под избу-читальню. Первый руководитель ее стал Волосатов Виктор Михайлович, человек активный, достаточно развитый, прекрасный организатор.

Вечером народ охотно шел в избу-читальню послушать чтение газет, журналов или проводимую беседу. При избе-читальне работали кружки: драматический, хоровой. Их руководителями были комсомольцы и учителя, а участниками была неорганизованная молодежь. Здесь проводили вечера самодеятельности, особенно активно работал драматический кружок. Готовили пьесы разного характера, на тему текущих событий, на антирелигиозную тему к разным праздникам, стараясь отвлечь людей от церкви  и от пьянки.Хочу такой сайт

Проводили аукционы, лотереи. Вырученные деньги расходовались на культурные нужды, драматические спектакли.

В работе кружков и избы-читальни активное участие принимали учителя, которые были и учителями, и артистами, и активными общественниками.

Школу из этого помещения перевели в старое деревянное здание напротив церкви на углу. Это старый хохловский дом, так его тогда называли.

В этом здании было две классных комнаты, небольшой зал, учительская, комната для технички. Классов тогда было три, два занимались в первую смену, один во вторую. Я, тогда уже Дудорова М.И., была заведующей этой школой. Саканцева Ольга Ивановна и Малькова Ольга Дмитриевна - учителями. В данном помещении школа занималась до введения обязательного семилетнего образования, до 1932 года, а к этому времени школу снова перевели в прежнее здание по ул.Студенке.

1 сентября 1932  года я была переведена работать в Быньговскую неполную среднюю школу преподавать русский язык и литературу в 5-7 кассах. Я проработала в ней до 1944 года.

В жизни все так стремительно меняется, и надо было не просто поспевать за ходом времени, но быть всегда впереди, хотя знаний было недостаточно, и пришлось учиться.

К этому времени у меня уже была большая семья: пятеро детей, муж и я, всего 7 человек. Я, как  многие учителя того времени, поступила учиться заочно в Свердловский учительский институт и закончила его в июне 1939 года с квалификацией преподавателя учителя русского языка и литературы в неполной средней школе.

Работая по своей специальности в Быньговской семилетней школе и позднее в Невьянской средней школе №1, я старалась не отставать от жизни. Я учила детей и сама училась. Часто ходила на уроки других опытных учителей, сама давала открытые уроки, делала доклады на секции учителей русского языка и литературы.

Ровно 25 лет я проработала в Быньговских школах: 12 лет в начальной школе и 13 лет в семилетней школе.

С 1 сентября 1944 года 11 лет в Невьянской школе №1 и 2 года в Невьянской неполной школе №2. После этого я вышла на пенсию в 1957 году. Общий стаж работы 38 лет (беспрерывных и без больничных).

Всю жизнь я работала с душой, с большим увлечением.  Детей я очень любила, и, по-моему, эта любовь была взаимной.

В первые годы работы было много трудностей и препятствий: родители не хотели отдавать детей учиться в школу, особенно девочек. Много было потрачено сил и настойчивости, чтобы вовлечь всех детей в школу, а дети шли охотно и с большим желанием. Были они послушные, внимательные и любознательные.

Обучая детей грамоте, русскому языку и литературе, я в то же время выполняла свой долг воспитателя молодых патриотов.

Я воспитывала в детях самые благородные человеческие качества: любовь к Родине, к своему народу, любовь к жизни, к труду, уважение к старшим. Воспитывала в них смелость, честность, правдивость.

После уроков я детям часто читала художественные произведения, старалась привить любовь к книгам, к чтению. Дети любили слушать и с большим желанием оставались на дополнительные чтения. Я знаю, что чтение художественной литературы имеет большое воспитательное значение: книги расширяют кругозор, обогащают знания, формируют характер.

Вовлекла детей в работу кружков: драматический, хоровой, литературный. Готовила учащихся к смотрам художественной самодеятельности, ставили пьесы и выступали с постановками перед учениками и родителями. Выпускали стенгазету. Учила сочинять и читать стихи наизусть.

В суровую пору Великой Отечественной войны, работая с учащимися на полях совхоза, подбадривала и воодушевляла детей на преодоление всех бед и невзгод, принесенных войной.

В годы войны и в послевоенные годы трудностей в работе было много. В стране снова голод и разруха. Многие с войны не вернулись, некоторые вернулись инвалидами. Все женщины работали, помогая фронту , а потом восстанавливали промышленность и  сельское хозяйство.

Многие дети росли безнадзорными, и много надо было сил и терпения, чтобы найти нужный и правильный подход к ребенку, научить, воспитать его и поставить на твердый и правильный жизненный путь.

Я любила детей, много уделяла им времени и внимания.  Слабоуспевающих учащихся оставляла после уроков, помогала им выполнять домашние задания,  иногда для оказания помощи слабым прикрепляла к ним сильных учеников, и результаты были неплохие.

В соцсоревновании по предмету или  с другими  классами, мои классы имели лучший процент успеваемости.

Многие мои бывшие ученики закончили высшее образование и, получив путевку в жизнь, нашли свое правильное место, и честно работают в разных учреждениях, предприятиях на заводах и стройках. Есть учителя, врачи, юристы, инженеры.

Многие ученики были участниками Великой Отечественной войны. Они храбро сражались с врагом нашей Родины, некоторые с Победой вернулись домой, а некоторые отдали жизнь за свой народ, погибли смертью храбрых.

Работу в области просвещения я всю жизнь сочетала с общественной работой.

В июне  1920  года я активно включилась в работу по ликвидации безграмотности населения.  Утром работа с учащимися, детьми школы, вечером со взрослыми. Включилась и в работу кружков. Проводила громкие чтения газет и журналов, а это в то время имело большое значение. Неоднократно участвовала в переписи населения.

В 20е-30е годы избиралась депутатом  сельского совета и работала в культурной комиссии.

В годы войны работала на полях  совхоза вместе с учащимися, участвовала в организации посылок бойцам на фронт и в распространении государственных военных займов. Многие годы была членом Невьянского городского женсовета. В течение 5 лет была секретарем данной организации и  руководила детским сектором.

В 1957 году, выйдя на заслуженный отдых, не осталась в стороне. С1959 года стала членом клуба Ветеранов педагогического труда. В течение 10 лет была председателем клуба.

В настоящее время, с 1976 – 1981 год являюсь председателем бытового сектора при клубе Ветеранов.

Правительство оценило мой труд, и я награждена многими наградами.

 

 

 

Дудорова Мария Илларионовна октябрь 1981 года

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».