Дудорова Мария Илларионовна

15.12.2020

Дудорова Мария Илларионовна.docx (скачать)

Автобиография Дудоровой М.И.

15.12.2020

Дудорова Мария Илларионовна.

Родилась 8 февраля 1902 года.

Родилась и выросла я в старом небольшом, в то время, уральском городке Невьянске, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, а сейчас Свердловской области.

Отец мой работал на старом механическом заводе. Считался неплохим мастером, по специальности слесарь. По работе отличался аккуратностью, точностью и требовательностью к своим ученикам-подручным. Был он общительным и активным в вопросах политической жизни. Участвовал в трех войнах: в войне с Японией – 1905г., в Первой Отечественной войне с Германией 1914-1917г., в гражданской войне 1918-1920г.Был добровольцем партизанского отряда имени Жебенева.. Документы о его участии в партизанском движении хранятся в Невьянске краеведческом музее.

Свою мать, Ольгу Максимовну, я не помню. Мне было 3,5 года, когда она умерла. Оставшись сиротой, без матери, я  познала всю тяжкую долю сиротства. Меня на воспитание взяла сестра моего отца, моя крестная, что значит вторая мать. Была она еще молодая, но женщина строгая, требовательная и очень религиозная. Она занималась своим хозяйством и шила по найму верхнюю женскую одежду, сдавала ее в магазины местных купцов. Материально жилось тяжело, и для поддержки имели небольшое подсобное хозяйство: огород и корову. С малых лет приходилось мне выполнять домашнюю работу. Моя крестная настойчиво приучала к труду: к работе по хозяйству, к своему ремеслу – шить. К 10 годам я выполняла любую домашнюю работу: мыла в доме, стирала белье, управлялась с коровой и в огороде.

В 8 лет я пошла в 1й класс начальной школы. Моей первой учительницей была Анна Константиновна Мирман. Она была молодая, очень добрая и чуткая. Я до сих пор вспоминаю ее с глубокой любовью и весьма ей признательна за ее чуткость и теплоту.

В 1913 году успешно закончила 3 класса и подала заявление в Невьянскую женскую гимназию. Вступительные экзамены сдала хорошо и была зачислена в 1й класс этой гимназии. Это здание по улице К.Маркса (школа№1).

Здесь учились одни девочки, преобладающее большинство из богатых купеческих семей.

Преподаватели все были со специальным образованием, отличались строгостью и требовательностью. В каждом классе была классная дама (сейчас классный руководитель). Была начальница гимназии.

Все обучение и воспитание велось на религиозной основе. Ежедневно, перед началом занятий, учащихся выводили в зал на моление. В субботу пели гимн царю, каждое воскресенье организованным порядком водили в церковь. На уроках закона божия, которые проводил священник, воспитывали в нас религиозные чувства: веру в бога, надежду на его милость, воспитывали терпение, смирение, покорность и т.д.

Дома мне ежечасно говорили это же, говорили что Бог всемилостивый, за труд и терпение наградит щедро, и я по-детски ждала той награды, ждала облегчения от домашней работы, ждала милости, но так ничего не дождалась.

Я видела, что люди живут по-разному: одни богато и легко, а другие – бедно и много работают. Ученицы из богатых семей пользуются большим вниманием, с них меньше требуют, у них нет никаких трудностей и нет заботы. Мне становилось горько, обидно и досадно. Я обижалась на Бога, что от него нет никакой милости, что нет никого облегчения, веры и надежды на его щедрость становилось все меньше и меньше, и, наконец, эту веру в Бога я потеряла совсем.

В моей душе, в моем сознании не осталось никаких надежд и религиозных убеждений. А годы идут. Я уже в 4-5 классах, мне 14-15 лет, трудностей все больше и больше.

Хорошо помню голодный 1918 – 1919 год. Гражданская война не закончена. Красная армия самоотверженно и упорно отстаивала, защищала завоевания Октября. Гнали прочь бандитов с родного Урала. Особенно тревожным и страшным был конец июня и начало июля 1919 года.

Белогвардейцы с боем отступали из Невьянска на Реж, а красноармейцы наступали с Верхнего Тагила. Война шла в самом Невьянске, на улицах города рвались снаряды, многие жители города прятались, укрывались в погребах.

Семьи, из которых отцы или сыновья воевали за советскую власть, взяли на учет, в том числе и я была на подозрении, как дочь партизана. Многих членов из таких семей белогвардейцы при отступлении забрали с собой, некоторых расстреляли за станцией Невьянск.

Ночью, 29 июня, был расстрелян мой двоюродный брат  Федор Масленников. Я тоже была Масленникова. В эту же ночь белогвардейцы пришли за мной, но я огородами успела убежать к соседям через два дома. Добрые люди спрятали меня в русской печи, прикрыв дровами. Рано утром, чуть рассветало и чуть стихло, я убежала в деревню Федьковку и там скрывалась 3-4 дня. За эти дни Невьянск заняли красные войска,  и я вернулась домой.

Зиму 1919 года я училась в 6 классе, в мае закончился учебный год, а дальше мне учиться не пришлось: многих учителей не стало, учеба временно прекратилась.

В сентябре 1919 года я получила назначение в Быньговскую начальную школу. Здание этой школы было новое, находилось в конце улицы Студенка (Мартьянова). Эта школа была построена земством и открыта была в 1916 году, за год до Октябрьской революции.

В школе было 4 классных комнаты, учительская, зал, раздевалка, комнатка для технички и туалетная комната. Заведующая школы Зинаида Владимировна Середкина, молодая, скромная, внимательная женщина, отнеслась ко мне чутко и радушно, а мне было только 17 лет.

В это же время прибыли еще две молодые учительницы: Дубровина Лидия Васильевна и Варганцева Феофания Евгеньевна (позднее она стала Сухарева). С 1923-24 год она работала в Невьянске зав. гор. здрав. отделом, а потом переехала в Магнитогорск.

И вот с сентября 1919 года началась моя сознательная трудовая жизнь, полная тревог, волнений, переживаний, удач и неудач. Пошли годы нелегкой напряженной работы, но интересной и увлекательной.

Условия работы в то время и в городских, и в сельских школах были неимоверно тяжелые. Многие школьные здания не отремонтированные, окна заклеены бумагой (стекла тогда не было), дрова заготовлял учителя с помощью родителей и учащихся, вывозили их на санках.

Средств на школьные нужды отпускалось мало, порой техничек содержать было не на что, а чистоту и порядок в школе поддерживали учителя и ученики.

Ни учебниками, ни наглядными пособиями школы не были обеспечены. Писали на старых обоях, на грифельных досках или в старых книгах между строчками.

Чернила делали из свеклы или из какой-нибудь краски. Методических пособий и учебников с новым содержанием не было. Тексты для диктантов и изложений составляли сами по материалам из газет и журналов, связывая содержания с современностью.

Общее положение в стране тяжелое: холодно, голодно, промтоваров никаких, ни одежды, ни обуви. Учителям выдавали зерна или муки овсяной 2-3 фунта в неделю и никаких продуктов: ни сахара, ни крупы, ни соли. О мыле даже не думали. Мылись и стирали белье щёлохом из древесной золы из отопительных печей. А учителя упорно и настойчиво, преодолевая все трудности и лишения, без остатка отдавали свои силы и знания борьбе с темнотой и неграмотностью.

Задачи борьбы трудящихся за свое освобождение, за построение социалистического общества. В.И.Ленин считал делом неразрывным с просвещением широчайших народных масс и с огромным вниманием относился к вопросам борьбы с неграмотностью.

В декабре 1919 года В.И.Лениным был подписан исторический декрет о ликвидации безграмотности среди населения. В нем говорилось, что все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обязаны обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию.

В июне 1920 года по инициативе Ленина была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности.

Проводником в жизнь идей Ленина по вопросам народного просвещения является учитель. И учителя 20х годов активно включились в невиданную по масштабам и глубине культурную революцию в нашей стране.

Для проведения всех мероприятий по культурной работе нужно было специальное помещение, и по решению местной власти новую начальную школу, эту новую начальную школу по улице Студенке приспособили для клуба. Силами комсомольцев, учителей и молодежи села под руководством специалиста – печника Александра Павловича Ступина приспособили один класс для сцены, разобрав стену, выходящую в зал. Один класс отвели для вечерних занятий со взрослыми, один класс для кружковой работы, и еще один под избу-читальню. Первый руководитель ее стал Волосатов Виктор Михайлович, человек активный, достаточно развитый, прекрасный организатор.

Вечером народ охотно шел в избу-читальню послушать чтение газет, журналов или проводимую беседу. При избе-читальне работали кружки: драматический, хоровой. Их руководителями были комсомольцы и учителя, а участниками была неорганизованная молодежь. Здесь проводили вечера самодеятельности, особенно активно работал драматический кружок. Готовили пьесы разного характера, на тему текущих событий, на антирелигиозную тему к разным праздникам, стараясь отвлечь людей от церкви  и от пьянки.Хочу такой сайт

Проводили аукционы, лотереи. Вырученные деньги расходовались на культурные нужды, драматические спектакли.

В работе кружков и избы-читальни активное участие принимали учителя, которые были и учителями, и артистами, и активными общественниками.

Школу из этого помещения перевели в старое деревянное здание напротив церкви на углу. Это старый хохловский дом, так его тогда называли.

В этом здании было две классных комнаты, небольшой зал, учительская, комната для технички. Классов тогда было три, два занимались в первую смену, один во вторую. Я, тогда уже Дудорова М.И., была заведующей этой школой. Саканцева Ольга Ивановна и Малькова Ольга Дмитриевна - учителями. В данном помещении школа занималась до введения обязательного семилетнего образования, до 1932 года, а к этому времени школу снова перевели в прежнее здание по ул.Студенке.

1 сентября 1932  года я была переведена работать в Быньговскую неполную среднюю школу преподавать русский язык и литературу в 5-7 кассах. Я проработала в ней до 1944 года.

В жизни все так стремительно меняется, и надо было не просто поспевать за ходом времени, но быть всегда впереди, хотя знаний было недостаточно, и пришлось учиться.

К этому времени у меня уже была большая семья: пятеро детей, муж и я, всего 7 человек. Я, как  многие учителя того времени, поступила учиться заочно в Свердловский учительский институт и закончила его в июне 1939 года с квалификацией преподавателя учителя русского языка и литературы в неполной средней школе.

Работая по своей специальности в Быньговской семилетней школе и позднее в Невьянской средней школе №1, я старалась не отставать от жизни. Я учила детей и сама училась. Часто ходила на уроки других опытных учителей, сама давала открытые уроки, делала доклады на секции учителей русского языка и литературы.

Ровно 25 лет я проработала в Быньговских школах: 12 лет в начальной школе и 13 лет в семилетней школе.

С 1 сентября 1944 года 11 лет в Невьянской школе №1 и 2 года в Невьянской неполной школе №2. После этого я вышла на пенсию в 1957 году. Общий стаж работы 38 лет (беспрерывных и без больничных).

Всю жизнь я работала с душой, с большим увлечением.  Детей я очень любила, и, по-моему, эта любовь была взаимной.

В первые годы работы было много трудностей и препятствий: родители не хотели отдавать детей учиться в школу, особенно девочек. Много было потрачено сил и настойчивости, чтобы вовлечь всех детей в школу, а дети шли охотно и с большим желанием. Были они послушные, внимательные и любознательные.

Обучая детей грамоте, русскому языку и литературе, я в то же время выполняла свой долг воспитателя молодых патриотов.

Я воспитывала в детях самые благородные человеческие качества: любовь к Родине, к своему народу, любовь к жизни, к труду, уважение к старшим. Воспитывала в них смелость, честность, правдивость.

После уроков я детям часто читала художественные произведения, старалась привить любовь к книгам, к чтению. Дети любили слушать и с большим желанием оставались на дополнительные чтения. Я знаю, что чтение художественной литературы имеет большое воспитательное значение: книги расширяют кругозор, обогащают знания, формируют характер.

Вовлекла детей в работу кружков: драматический, хоровой, литературный. Готовила учащихся к смотрам художественной самодеятельности, ставили пьесы и выступали с постановками перед учениками и родителями. Выпускали стенгазету. Учила сочинять и читать стихи наизусть.

В суровую пору Великой Отечественной войны, работая с учащимися на полях совхоза, подбадривала и воодушевляла детей на преодоление всех бед и невзгод, принесенных войной.

В годы войны и в послевоенные годы трудностей в работе было много. В стране снова голод и разруха. Многие с войны не вернулись, некоторые вернулись инвалидами. Все женщины работали, помогая фронту , а потом восстанавливали промышленность и  сельское хозяйство.

Многие дети росли безнадзорными, и много надо было сил и терпения, чтобы найти нужный и правильный подход к ребенку, научить, воспитать его и поставить на твердый и правильный жизненный путь.

Я любила детей, много уделяла им времени и внимания.  Слабоуспевающих учащихся оставляла после уроков, помогала им выполнять домашние задания,  иногда для оказания помощи слабым прикрепляла к ним сильных учеников, и результаты были неплохие.

В соцсоревновании по предмету или  с другими  классами, мои классы имели лучший процент успеваемости.

Многие мои бывшие ученики закончили высшее образование и, получив путевку в жизнь, нашли свое правильное место, и честно работают в разных учреждениях, предприятиях на заводах и стройках. Есть учителя, врачи, юристы, инженеры.

Многие ученики были участниками Великой Отечественной войны. Они храбро сражались с врагом нашей Родины, некоторые с Победой вернулись домой, а некоторые отдали жизнь за свой народ, погибли смертью храбрых.

Работу в области просвещения я всю жизнь сочетала с общественной работой.

В июне  1920  года я активно включилась в работу по ликвидации безграмотности населения.  Утром работа с учащимися, детьми школы, вечером со взрослыми. Включилась и в работу кружков. Проводила громкие чтения газет и журналов, а это в то время имело большое значение. Неоднократно участвовала в переписи населения.

В 20е-30е годы избиралась депутатом  сельского совета и работала в культурной комиссии.

В годы войны работала на полях  совхоза вместе с учащимися, участвовала в организации посылок бойцам на фронт и в распространении государственных военных займов. Многие годы была членом Невьянского городского женсовета. В течение 5 лет была секретарем данной организации и  руководила детским сектором.

В 1957 году, выйдя на заслуженный отдых, не осталась в стороне. С1959 года стала членом клуба Ветеранов педагогического труда. В течение 10 лет была председателем клуба.

В настоящее время, с 1976 – 1981 год являюсь председателем бытового сектора при клубе Ветеранов.

Правительство оценило мой труд, и я награждена многими наградами.

 

 

 

Дудорова Мария Илларионовна октябрь 1981 года

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».