МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ ПРИНЯТО: Педагогически м советом Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ с. Быньги _________ С. А. Иванцова «31» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «ИНФОЗНАЙКА» (для учащихся младшего школьного возраста) Составитель: Константинова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования 1 кв. категории МАОУ СОШ с. Быньги с. Быньги, 2023 г. Актуальность программы. Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив. Задачи программы Освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК. Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ. Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты. 2 Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение программы: помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Формы обучения. Основной формой обучения по данной программе является учебнопрактическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения курса «Инфознайка» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материальнотехнической базе обучения. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей. Формы работы. Программа предусматривает использование следующих форм работы: * фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников * индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. 3 * групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы. Примерная структура занятия: 1. Организационный момент (1-2 мин) 2. Разминка: задачи на развитие внимания (3-5 мин) 3. Разбор нового материала. Теоретическая часть (3-5 мин) Работа за компьютером. Практическая часть (10-15 мин) 4. Физкультминутка (1-2 мин) 6. Подведение итогов занятия (3 мин) Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на занятии составляет: для учащихся 1-2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут. Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером: • чаще переводить взгляд на удаленный объект; • правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране; • работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте; • моргать каждые 3-5 секунд; • выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора; • по возможности сокращать время работы за компьютером; • делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс «Инфознайка» –33 часа (1 раз в неделю) 2 класс «Инфознайка»- 34 часа (1 раз в неделю ); 3 класс «Инфознайка»- 34 часа (1 раз в неделю ); 4 класс «Инфознайка»- 34 часа (1 раз неделю ). 4 Содержание курса внеурочной деятельности 2 класс: Знакомство с компьютером Программа – графический редактор Paint. Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. Создание рисунков. Заливка цветом. Создание рисунка на тему «Природа». Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) Файл. Папка. Создание файлов и папок. Сохранение информации. Создание текстов Создание текстов. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. Создание печатного текста: поздравление с праздником. Основные операции при создаии текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Открытка к празднику. Печать текста с вставленным графическим объектом. Поиск информации Использование специальных поисковых систем в сети Интернет Поиск информации. Сохранение найденной информации. 5 Создание проекта с использованием ИКТ Выбор проекта. Постановка целей. Подбор информации. Создание проекта. Работа в программе Power Point. Работа в программе Movie Maker. 3-4 класс Возможности ПК. Введение. История развития вычислительной техники. Техника безопасности. Организация рабочего места Как устроен компьютер. Включение и выключение ПК. Знакомство с мышью. Знакомство с клавиатурой. Знакомство с операционнымисистемами. Работа с программами Папки и файлы. Организация рабочего стола. Текстовый редактор Word. Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Мир шрифтов. Основные операции при создании текстов: набор текста. Оформление текста Правила клавиатурного письма. Проект «Моя первая сказка» 6 Графический редактор «Paint» Знакомство c графическим редактором Paint. Создание рисунка Осень Работа с рисунком Редактирование и исправление рисунка. Работа с текстом. Создание рисунка "Новый год". Редактор презентаций Power Point Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Работа с текстом Работа с рисунком Создание презентации Анимация. Компьютерная анимация. Создание собственной презентации на заданную тему. Подведение итогов. Заключительное занятие. Результаты освоения программы Личностные внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса; критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные 7 Познавательные начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; сбор информации; обработка информации (с помощью ИКТ); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; построение рассуждения. Регулятивные начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; 8 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные В результате изучения учащиеся должны знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера; что такое полное имя файла; уметь: пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними; выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; создавать папки (каталоги); удалять файлы и папки (каталоги); копировать файлы и папки (каталоги); перемещать файлы и папки (каталоги). сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. выполнять основные операции при проектировании домов квартир с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный проект и вносить в него изменения. выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ; набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв. вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию. искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем; 9 искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами, самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные занятия. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: беседа; лекция; объяснение материала; метод демонстрации; конспектирование основного теоретического материала; комбинированные теоретически-практические занятия; самостоятельная практическая работа за компьютером. Необходимые инструменты для реализации программы: ноутбуки; интерактивная доска; графические планшеты; электронные носители информации; диски с клипартами; тетрадь для записей; ручка; карандаш; альбом для рисования. Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный ноутбуками, столами, стульями, общим освещением, интерактивной доской, стендами, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства); материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы; ОС Windows; презентации. Учебный план 10 Тематическое планирование 1 класс № Наименование тем 1 Правила ТБ в кабинете информатики. Введение. Компьютер – помощник человека. Клавиатура - инструмент писателя. Мышка. Программы. Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Вызов программы. Обучение в редакторе инструментом «кисть» Знакомство с инструментом «карандаш» Обучение в редакторе инструментом «заливка» Обучение в редакторе инструментом «ластик» Создание изображения. Освоение навыков создания геометрических фигур, фиксация их на странице. Функция копирования. Построение простейших композиций с инструментами овал, прямоугольник Закрепление навыков работы с инструментами Работа с палитрой цветов. Функция раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков. Сохранение и открытие компьютерного рисунка Подведение итогов. 2 3 4 5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17,18 19,20 21,22 23,24 25,26 27 28,29,30 31,32 33 Количество часов 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 1 3 2 1 Тематическое планирование 2 класс № 1 11 Наименование тем Правили техники безопасности. Компьютер и его части. Количество часов 1 2 3 4,5 6 7 8 9 10,11 12,13 14 15,16 17,18 19,20 21,22 23 24 25 26,27 28 29 30,31 32 33 34 Клавиатура. Мышка. Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика. Интерфейс программы Paint. Работа с инструментом «кисть», «карандаш», «заливка», «ластик». 1 1 Знакомство с инструментом «распылитель» Знакомство с командой «поворот» Знакомство с командой «наклон» Вставка текста в редактор Paint Создание композиции с инструментом «распылитель» и командами «поворот», «наклон» Проба пера. Проект. Тематическая композиция на тему «Любимая сказка» Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом. Набор и редактирование текста. Вставка и редактирование картинок. Создание презентации. Демонстрация презентации. Текстовый редактор Word. Клавиатура. Меню «Главная» Набор и редактирование текста. Форматирование текста. Меню «Вставка» Размещение рисунка в тексте. Графический редактор Paint. Повторение. Программа PowerPoint. Повторение. Подведение итогов. 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс № 1 12 Наименование тем Правили техники безопасности. Компьютер и его части. Количество часов 1 Клавиатура. Мышка. Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика. Интерфейс программы Paint. 4 Работа с инструментами. 5,6 Тематическая композиция на тему «Моя школа» 7 Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. 8 Этапы создания анимации. 9,10 Добавление эффектов анимации в презентацию. 11,12,13 Создание презентации с эффектами анимации. 14 Демонстрация презентации. 15 Текстовый редактор Word. Клавиатура. 16,17 Набор и редактирование текста. 18,19 Таблица. Создание таблицы. 20 Меню «Разметка страницы» 21 Знакомство с программой MicrosoftOfficePublisher 22,23,24,2 Оформление буклетов. 5 26,27 Творческий проект «Буклет» 28,29 Понятия электронной почты. Адрес в Интернете 30 Знакомство с различными поисковыми системами. 31,32,33 Создание и презентация самостоятельно созданных творческих работ на свободную тему. 34 Итоговые занятия. 2 3 1 1 1 2 1 1 2 3 1 1 2 2 1 1 4 2 2 1 3 1 Тематическое планирование 4 класс № 13 Наименование тем Количество часов 1 2 3 4 5,6 7 8,9,10,11 12,13 14 15,16,17 18 19 20 21,22,23 24 25 26,27,28 29 30 31 32,33 34 Правили техники безопасности. Компьютер и его части. Клавиатура. Мышка. Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика. Интерфейс программы Paint. Работа с инструментами. Композиция на свободную тему. Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации. Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). Теория создания слайд фильмов. Создание слайд фильма. Демонстрация слайд фильма. Текстовый редактор Word. Клавиатура. Меню «Главная», «Вставка», «Разметка страницы». Диаграмма. Программа MicrosoftOfficePublisher Работавпрограмме Microsoft Office Publisher Создание буклета на тему «ЗОЖ» Презентация буклета. Программа MicrosoftExcel ИнтерфейсMicrosoftExcel Ячейки, столбцы, строки. Подведение итогов. 1 1 1 1 2 1 4 2 1 3 1 1 1 3 1 1 3 1 1 1 2 1 Информационные источники, используемые при реализации программы Нормативно-правовая база: 1. Конвенция о правах ребёнка. 2. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. 14 Методические рекомендации по созданию детей в общеобразовательных организациях школьных театров ФГБУК «ВЦХТ» от 15 августа 2022 года. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. № 83 . 6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). 7. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Система контроля результативности обучения Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения: наблюдение; педагогический анализ результатов тестирования, опросов, активности обучающихся на занятиях и т.п.; тренинги и упражнения. Виды и периодичность контроля результативности обучения Вид контроля Предварительный Периодический 15 Формы/способы контроля Фронтальный Фронтальный, индивидуальный, групповой, комбинированный Срок контроля Сентябрь По ходу обучения; декабрь Итоговый: Индивидуальный , групповой 1. Промежуточная аттестация - по окончании учебного года; Апрель-май 2. Подведение итогов реализации программы – по окончании программы. Формы предъявления результатов обучения: фотоальбомы; видеоматериалы; результаты участия в мероприятиях (дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты); отчетная документации Литература для учителя: 1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс : методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011 2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособиеМ.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011 3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 4 класс : методическое пособиеМ.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011 16